Московская школа №1744 была открыта в 1993 году на северо-западе столицы в районе новостройки Митино. С 1997 в школе организованы гимназические классы. Одной из первых в округе начала работу по созданию многопрофильной школы. В ноябре 2005 получен статус инновационного учреждения – гимназия №1549. В настоящий момент реализуется модель предпрофильного и профильного обучения по четырем направлениям: физико-математическому, естественному, социально-экономическому и гуманитарному.
С первых лет школа существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования. В традициях школы, а далее гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива. Со дня открытия педагогический коллектив держит курс на развитие педагогических традиций и инноваций.
Стратегическая цель развития Гимназии: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.
Гимназия имеет достаточно благоприятное социальное окружение: Центр внешкольной работы; клуб «СемьЯ»; ЦПМСС «Митино»; городская школа искусств №13; детско-юношеская библиотека; бассейн «Жемчужина». Гимназия сотрудничает с учреждениями социокультурной сферы и общественными организациями района Митино.
С 1996 года школа, а затем гимназия, сотрудничает с вузами г.Москвы. На базе Российского Государственного технического университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ-РГТУ) были сформированы классы, выпускники которых успешно поступают в университет. С 2000 гимназия является комплексом «Школа–вуз» на базе данного университета.
С 1999 года гимназия начинает сотрудничать с Московским государственным открытым педагогическим университетом, с 2002 – с Московским государственным университетом сервиса, а с 2003 – с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Гимназисты ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организуемых университетами. Преподаватели МГОПУ, МГУС и МГППУ привлекаются в качестве научных консультантов для разработки ученических проектов и исследовательских работ.
Миссия гимназии в современных условиях, отражая ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла гимназического образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив гимназии на построение образовательного учреждения как пространства для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов гимназии.
Гимназия №1549 функционирует как образовательное учреждение для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. По состоянию на 1 сентября 2006 года в гимназии обучалось 300 учеников (12 классов), из них: в основной школе – 200 учеников (8 классов); в средней школе – 100 учеников (4 класса). Национальный состав гимназии №1549 разнообразен. Среди учащихся гимназии представлены такие национальности, как русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, узбеки, корейцы, грузины.
По материальному положению семьи обучающихся распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем дохода составляют 8%; семьи со средним уровнем дохода – 72%; с высоким уровнем дохода – 20%.
Количество учащихся гимназии в течение последних лет остается стабильным: ежегодно в 5‑е классы на конкурсной основе поступают 50–60 человек. Приток учащихся в гимназию из других образовательных учреждений обусловлен высоким уровнем подготовки гимназистов и возможностью дальнейшего выбора профиля обучения.
Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обученияПрофиль образовательной программы | Гуманитарный | Физико-математический | Естественный | Социально-экономический |
Группы предпрофильной подготовки | 8Б (1-я гр.) 9А (1-я гр.) |
8Б (2-я гр.) 9А (2-я гр.) |
8А (2-я гр.) | 8А (1-я гр.) |
Профильные классы | 10А (1-я гр.) 11Г |
10А (2-я гр.) 11А (2-я гр.) |
10Б 11А (1-я гр.) |
Структура управления традиционна. Управление гимназией №1549 строится на принципах единоначалия и самоуправления. По Уставу гимназии, формами самоуправления являются: Конференция гимназического коллектива, Совет Гимназии, Попечительский совет Гимназии, Педагогический совет Гимназии, Общее собрание трудового коллектива Гимназии. Также в текущем году была создана Молодежная гражданско-патриотическая организация гимназии и ее форма само‑ и соуправления учащихся – ученический Совет – Дума гимназии.
Управление образовательным учреждением осуществляет Совет гимназии, в составе которого представители педагогического коллектива (2/3 от общего числа членов Совета), представители родителей учащихся, старшеклассники. Деятельностью Совета гимназии руководит председатель Совета. Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначенный учредителем.
Попечительский совет | СОВЕТ ГИМНАЗИИ | Родительский комитет | Ученический совет | |
Административный совет | Педагогический совет | ПМПк | Психологическая служба | Актив класса |
Лаборатория качества образования | Методический совет | |||
Кафедры | ||||
Методические объединения учителей | ||||
Экспериментальные площадки | ||||
Творческие группы |
Система Методической службы в ГОУ гимназии №1549 ориентирована на развитие профессионально-личностных качеств учителей и решает задачи совершенствования, обогащения знаний педагогов (предметные, дидактические, воспитательные, психологические и др.); развития мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителя, адекватных целям развития гимназии; развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя; развитие исследовательских умений. Определена цель: создание оптимальных условий для развития личности учащихся и педагогов в условиях введения гимназического обучения за счет управления качеством образования.
Задача психологической службы гимназии №1549 – обеспечить наиболее благоприятные условия для роста и развития каждого гимназиста на основе его возрастных и личностных особенностей; создать условия для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно, психически и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному профессиональному и нравственному определению своего места, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Сохранение и укрепление здоровья подростков и старшеклассников в современных социально-экономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. Педагогический коллектив и медицинский персонал гимназии реализуют комплексный подход к здоровью учащихся для более эффективного достижения ими государственного образовательного стандарта.
Структура внешних и внутренних связей гимназии №1549:Высокопрофессиональный коллектив гимназии обеспечивает высокий уровень образования, постоянно развивается и совершенствуется.
Общая численность педагогических кадров – 41 человек
Имеют вторую квалификационную категорию – 6 человек
Имеют первую квалификационную категорию – 9 человек
Имеют высшую квалификационную категорию – 23 человека
Заслуги учителей гимназии имеют высокую оценку общества, государства.
Общая численность педагогических кадров – 41
Имеют звание Заслуженный учитель РФ – 2 (5%)
Имеют звание «Почетный работник образования» и «Отличник народного просвещения» – 9 (22%)
Имеют ученую степень – 5 (11%)
Имеет Грант Москвы – 4 (10%)
Учебный процесс осуществляется в современном xчетырехэтажном здании, построенном по типовому проекту. В здании гимназии 32 учебных кабинета, в том числе: 2 кабинета информатики (по 15 рабочих мест каждый), 7 кабинетов иностранного языка, 3 специализированных кабинета–лаборатории (биология, химия, физика), 2 спортивных зала, тренажерный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая. В гимназии полностью заменена мебель и двери, окна оснащены жалюзи, приобретены новые тренажеры. По данным опроса, 100% родителей гимназистов удовлетворены состоянием здания и помещений гимназии, в том числе 72% удовлетворены полностью.
В гимназии создана и системно работает медиатека, обеспечен доступ всех кабинетов в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта. В наличии множительная техника. Все компьютеры, имеющиеся в гимназии, объединены в локальную сеть.
У гимназии есть официальный сайт.
ГОУ гимназия №1549 находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии (ЦБ №8) на основании Договора. Смета доходов составляется на основании нормативов подушевого финансирования учащихся. Кроме того, финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, поступающих на счет Благотворительного регионального общественного фонда содействия образованию, культуре, спорту и туризму «Перспектива». Последнее происходит благодаря деятельности Попечительского Совета гимназии.
Режим работы гимназии: шестидневная учебная неделя. Обучение проводится в одну смену. Начало занятий в гимназии – 8:30, продолжительность уроков 45 мин., продолжительность перемен соответствует требованиям СанПиН. Объединения дополнительного образования и факультативы работают с 15 часов.
Столовая гимназии обеспечивает бесплатным питанием ряд учащихся льготных категорий. На платной основе горячие завтраки и обеды может получить любой желающий. Организована работа буфета.
В центре внимания педагогического коллектива – безопасность образовательной среды. Сотрудники гимназии регулярно проходят обучение и переподготовку по технике безопасности, администраторы и преподаватели физики, химии и технологии по электробезопасности и пожарной безопасности. В гимназии работает квалифицированная охрана (заключен договор с ЧОП «ТОР-БЕЗОПАСНОСТЬ»), функционирует пропускная система входа и выхода на территорию гимназии, установлены камеры внешнего видео-наблюдения и «тревожная кнопка», проведены все необходимые мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности.
Гимназия №1549 осуществляет образовательную деятельность основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с целями, обозначенными в Уставе гимназии. Учебный план гимназии предусматривает дифференциацию учебного процесса на всех этапах обучения через реализацию вариативных образовательных программ, на II ступени – через модель предпрофильного обучения, на III ступени – через профильное обучение. Учебный план гимназии №1549 разработан на основе базисного учебного плана РФ, рекомендаций по реализации учебного плана в ОУ г.Москвы, в соответствии с требованиями СанПиН, Концепцией развития гимназии, с учётом социального заказа родителей. Учебный план скорректирован для расширенного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования и ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.
В учебный план гимназии включены все предметы общеобразовательной школы и предметы гимназического цикла: риторика, МХК, психология, этикет, ритмика, латынь, второй иностранный язык (немецкий/испанский). Обучение иностранному языку ведётся в классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, и даёт возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей.
Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика (5, 6 классы), МХК (5–9 классы), второй иностранный язык (с 6 класса). В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В 8–9 классах осуществляется предпрофильная подготовка по социально-экономическому, физико-математическому, гуманитарному и естественному направлениям.
В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. Базисный план школы III ступени включает 3 блока: 1) предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования, и предметы, обеспечивающие ядро профильного обучения; 2) профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения; 3) спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам учащихся.
В своей деятельности гимназия стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи начинается уже на этапе поступления в гимназию. Администрация, психологи и учителя помогают ученику реально оценить уровень его достижений и создают условия для дальнейшего развития способностей. На протяжении всего периода обучения проводится диагностический мониторинг учащихся с целью выявления особо интересующихся теми или иными предметами, соответствующими направленности образования. Этапными моментами являются 5, 7–8, 9–10 классы.
С 8 класса создаются группы предпрофильного обучения по указанным выше направлениям. При их комплектовании учитываются интересы и склонности учащихся, проявленные ими достижения и пожелания родителей. С этой целью проводится диагностика интеллектуального развития учащихся, тестирование, анкетирование родителей, анализируется успеваемость учащихся. По результатам предпрофильной подготовки и профтестирования комплектуются 10–11 профильные классы. В 10–11‑х классах реализуется индивидуальная программа обучения и осуществляется довузовская подготовка по математике, физике, русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам.
Развитие вариативности образовательного процесса завершается разработкой образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся. Разноуровневый широкий спектр программ полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии. Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии, на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Учебный план даёт возможность для развития способностей каждого обучающегося.
В гимназии работают предметные факультативы и элективные курсы. Важным звеном является развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. С этой целью в гимназии создано и успешно работает Научное общество учащихся, включающее следующие направления деятельности: филологическое, экономическое, экологическое, психолого-педагогическое и музейной педагогики.
С учетом интересов учащихся и запросов родителей в гимназии работают около 30 объединений дополнительного образования по ряду направлений: художественно-эстетическое (театральная студия, технология изготовления театрального костюма, эстрадный вокал, роспись ткани); научно-техническое (компьютерная графика, решение задач повышенной сложности, за страницами учебника математики); физкультурно-спортивное (футбол, баскетбол, каратэ, фитнес, шейпинг и группа здоровья); эколого-биологическое (медицинские аспекты анатомии и физиологии человека, экологический дизайн, основы планирования семьи и ЗОЖ); естественно-научное (география человеческой деятельности); социально-педагогическое (культура научного исследования); культурологическое (журналистика, телевидение, ритмика, религии Мира, страноведение) и др.
Содержание воспитывающей деятельности реализуется через систему общешкольных коллективных творческих дел и событий. Ежегодно в гимназии проходят Дни знаний, предметные недели, научно-практические конференции учащихся, конкурсы творческого мастерства, дни ученического самоуправления, дни открытых дверей, спортивные и туристические слеты. Традиционными стали Посвящение в гимназисты, спектакли школьного театра, встречи с ветеранами.
Выявленные в ходе анализа проблемы, а также социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1549 выдвинуть в качестве ведущей следующую стратегическую цель развития образовательного учреждения: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.
Реализация выдвинутой цели требует выполнения комплекса задач, среди которых основными являются нижеследующие.
Приоритетные направления развития гимназии:
Направления реализации Программы развития ГОУ гимназии №1549 | Выполнение Программы развития ГОУ гимназии №1549 в 2006–2007 г. | |
Качество и доступность образования | Индивидуализация образовательного процесса | Разноуровневое обучение проводится в группах профильных классов, на элективных и спецкурсах предпрофильной подготовки (8–9 классы) |
Продолжается создание методической базы для обучения на III ступени в профильных группах по индивидуальным учебным планам | ||
Вводится накопительная система баллов для учащихся по итогам предметных олимпиад и конкурсов | ||
Интеграция проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс | Разработаны методические рекомендации для трансляции опыта работы гимназии в рамках исследовательской деятельности, индивидуализации и риторизации. Опубликованы материалы из опыта работы учителей (Торопчиной Л.В., Никульченковой Е.В., Шиловой О.Р., Фатхлисламовой Г.П., Михайловой Ю.С.) | |
Изменена структура методической службы – кафедры, МО, творческие группы учителей, создана лаборатория качества образования | ||
Проводятся внутришкольные курсы повышения квалификации по ИТК педагогических работников | ||
Риторизация учебного процесса | Методическая подготовка педагогов к переходу на новые педагогические технологии | |
Введение с 5 класса Риторики с апробацией учебника | ||
Развитие языкового образования | Введение с 5 класса Латыни | |
Введение 2 иностранного языка (немецкого, испанского) с 6 класса | ||
Апробация учебника по английскому языку | ||
Расширение образовательной среды | Создание открытого образовательного пространства | Проведена техническая модернизация УВП: установлены компьютеры в учебных кабинетах, проведен Интернет во все учебные кабинеты, создана внутришкольная локальная сеть |
Дальнейшее развитие музейной педагогики | ||
Создана структура Научное общество учащихся | ||
Создаются электронные «портфолио» учителей | ||
Непрерывное экологическое образование учащихся | Взаимодействие с региональной общественной организацией Детский экологический центр «Ноосфера» | |
Участие в городском социальном проекте «Школьный дворик» | ||
Учебная практика на экологической станции в Мытищах. | ||
Патриотическое воспитание учащихся | Взаимодействие с Советом ветеранов. | |
Продолжает пополняться экспозиция школьного музея Боевой славы | ||
Начато накопление материалов для музейной экспозиции по различным сферам человеческой деятельности | ||
Молодежная организация | Создана структура ученического самоуправления – Ученический совет | |
Комфортность образовательной среды | Здоровьесбережение участников образовательного процесса | Введение с 5 класса Ритмики |
Продолжается реализация программы «Здоровье» | ||
Совершенствуется организация питания учащихся | ||
Организован питьевой режим | ||
Психологическая поддержка образовательного процесса | Продолжается реализация программы психологического сопровождения образовательного процесса | |
Обновлено оснащение кабинетов психологической службы: методического, для индивидуальной работы (релаксации) и групповой работы (профориентации) |
Из представленных ниже данных видно, что преподавание всех предметов в гимназии №1549 ведется на высоком уровне. Не смотря на более глубокий уровень изучения таких предметов, как литература, русский язык, физика, математика показатели качества обучения в классах достаточно высоки (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Качество обучения по основным предметам учебного плана
Динамика успеваемости и качества обучения учащихся гимназии №1549 за последние три года представлена в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Динамика успеваемости и качества обучения учащихся гимназии №1549
На протяжении нескольких лет ГОУ гимназия №1549 сохраняет контингент учащихся, мотивированных на получение углубленного образования. Учащихся, не осваивающих учебные программы Государственного учебного плана за последние три года в гимназии нет.
Количество учащихся, успешно (на «5» и «4»)Учебный год | Средняя ступень | Старшая ступень | По гимназии |
2004/2005 | 65 | 71 | 68 |
2005/2006 | 68 | 76 | 72 |
2006/2007 | 73 | 78 | 76 |
Динамика количества учащихся, успешно осваивающих учебные программы
Как видно из таблицы и графика, из года в год прослеживается стабильный рост количества учащихся, которые успешно, на 4 и 5 осваивают государственные программы учебного плана гимназии.
О высокой степени обученности говорят результаты итоговой аттестации учащихся 11‑х классов. Доля выпускников, сдавших итоговую аттестацию на «4» и «5», составляет: по литературе – 79%, а по алгебре и началам анализа – 71%. Динамика результатов итоговой аттестации выпускников гимназии по обязательным предметам представлена в таблице.
Сравнительный анализ итогов сдачи обязательных экзаменовПредметы | 2004/2005 уч. год | 2005/2006 уч. год | 2006/2007 уч. год | ||||||
сдав. (чел.) |
усп. (%) |
кач. (%) |
сдав. (чел.) |
усп. (%) |
кач. (%) |
сдав. (чел.) |
усп. (%) |
кач. (%) |
|
Алгебра и начала анализа | 79 | 100 | 65 | 98 | 100 | 67 | 52 | 100 | 71 |
Русский язык | 79 | 100 | 68 | 98 | 100 | 75 | 52 | 100 | 85 |
Литература (устно) | 52 | 100 | 79 |
Итоги государственной аттестации учащихся 11-х классов
В 2007 году выпускники 11‑х классов сдавали обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. При 100%‑уровне обученности показаны следующие результаты: «5» и «4» – 85%, «3» – 15%. Таким образом, результаты ЕГЭ по русскому языку в гимназии выше городских показателей. Динамика успеваемости выпускников гимназии представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Успеваемость выпускников 11 классов100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании и сертификаты, позволяющие представить результаты ЕГЭ на вступительных экзаменах в различные вузы.
Гимназия принимает активное участие в различных фестивалях и конкурсах, проводимых на муниципальном, окружном, городском уровнях. Данные мероприятия помогают учащимся раскрыть свои творческие способности и продемонстрировать достижения, свои, пусть небольшие, но вполне серьезные научные исследования и открытия. Результаты участия учащихся гимназии в данных конкурсах отражены в таблице (смотри приложение).
№ | Конкурс | Год | Участник | Результат |
1 | Окружной конкурс «Театр жизнь» | 2005 | ОДО «Театральный круг» 5 кл. | Участник |
2 | Окружной конкурс «Театр жизнь» | 2005 | ОДО «Театральный круг» 5 и 11 кл. | Участник |
3 | Окружной конкурс «Театр жизнь» | 2005 | ОДО «Театральный круг» 11 кл. | Лауреат |
4 | Городской фестиваль «Юные таланты Московии» | 2005 | ОДО «Театральный круг» 11 кл. | Диплом II степени |
Участие в других конкурсах и соревнованиях
№ | Конкурс | Год | Участник | Результат |
1 | Окружные соревнования по ОБЖ «Осенняя тропа» | 2005 | Сборная гимназии | 2 место |
2 | Окружные соревнования по ОБЖ «Осенняя тропа» | 2006/07 | Сборная гимназии | 3 место |
3 | Окружной конкурс по ПДД | 2005 | Сборная 7 кл. | 3 место |
4 | Окружная интеллектуальная игра «Заря Победы» | 2006 | Сборная 10 кл. | 1 место |
5 | Окружная интеллектуальная игра «Заря Победы» | 2007 | Сборная 9 кл. | 1 место |
6 | Окружная интеллектуальная игра «Звездной тропой» | 2007 | Сборная гимназии | 2 место |
Сохранение и укрепление здоровья подростков и старшеклассников в современных социально-экономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. В период обучения в гимназии учащиеся испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья.
Анализ статистических данных, полученных по результатам ежегодной диспансеризации гимназистов, позволяет сформировать следующие показатели и для оценки здоровья использовать следующие критерии:
На основании выше указанных критериев гимназисты, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на следующие группы.
Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья
Группа здоровья | Количество учащихся по годам | ||
2004–2005 | 2005–2006 | 2006–2007 | |
1 | 122 | 84 | 73 |
2 | 178 | 187 | 145 |
3 | 118 | 93 | 83 |
Всего: | 418 | 364 | 301 |
Из приведенных данных видна стабильность распределения учащихся по группам здоровья и уровень их физического развития.
Сведения об уровне физического развития учащихсяУровень физического развития | Количество учащихся по годам | ||
2004–2005 | 2005–2006 | 2006–2007 | |
Выше среднего | 91 | 51 | 117 |
Среднее | 231 | 186 | 73 |
Ниже среднего | 84 | 109 | 92 |
Освобождены | 12 | 17 | 19 |
Всего: | 418 | 364 | 301 |
В течение трех последних лет динамика пропущенных уроков по болезни уменьшилась на 10% и наблюдается тенденция к снижению:
Динамика пропущенных уроков учащимися по болезни
Это связано с комплексом профилактических мероприятий, проводимых медперсоналом и администрацией гимназии.
Медицинское обслуживание в гимназии осуществляют врач-педиатр и медсестра. Совместно с администрацией гимназии ежегодно составляется план работы медицинского кабинета, уточняются карантинные мероприятия, проводится диспансеризация учащихся всех параллелей, вакцинация в соответствии с возрастом, профилактическая работа по поддержанию здорового образа жизни учащихся.
Создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно содействует укреплению здоровья гимназистов. Это связано с организацией системы мониторинга и оценки состояния здоровья учащихся гимназии, разработкой системы мер для профилактики и коррекции неблагоприятных состояний и снижения адаптационных резервов организма, организацией системы диагностики, организацией и совершенствованием работы по профилактике здорового образа жизни.
МероприятияПедагогический коллектив и медицинский персонал гимназии реализует комплексный подход к здоровью учащихся для более эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.
Уровень и формы социальной активности и социального партнерства гимназии №1549:Актуальность программы развития гимназии №1549 обусловлена переходом системы образования от знаниевой к развивающей, личностно-ориентированной, гуманистической парадигме образования. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения, умение рефлексировать, анализировать свою деятельность, сравнивать полученный результат деятельности с запланированным.
В свою очередь, иными становятся задачи и функции учителя – не учить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Речь идет о партнерстве, а, следовательно, и о творчестве.
Переход гимназии №1549 в режим развития связан с необходимостью решить ряд противоречий управленческого, методического и психологического характера. Во‑первых, противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к саморазвитию, интегрированных в национальную и мировую культуру, осваивающих её прошлое, настоящее и будущее, созидающих и творящих её. И реальной ориентацией учебных программ, планов, учебников, в основном, на знаниевую парадигму образования.
Во‑вторых, противоречие между состоянием «информационного шока», в котором пребывают ученики, И их неумением сделать осознанный жизненный выбор, стать творцом своей судьбы, стать деятелем, способным адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, быть включённым в межличностную и международную коммуникацию.
В‑третьих, противоречие между идеалами гуманистического воспитания и педагогики ненасилия, традиционно исповедуемыми гимназией №1549, И влиянием негативных социокультурных факторов, в числе которых пропаганда СМИ агрессивной жизненной позиции как условия достижения сиюминутного успеха в жизни.
Инновационное развитие гимназии по оказанию совокупности образовательных услуг повышенного уровня предполагает, в перспективе, переход в статус образовательной организации, который позволит гимназии эффективно работать в режиме финансово-экономической самостоятельности над формированием активного гражданина, способного к самоопределению, саморазвитию, самореализации.
Инновационные идеи развития гимназии:
Одной из основных задач, определенной Программой развития гимназии является научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного и доступного непрерывного образования через индивидуализацию образовательного процесса, через взаимную интеграцию образовательных программ, проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс, через компетентностный подход в организации образования, риторизацию учебного процесса и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В ходе реализации подпрограммы гимназия стремится обеспечивать построение каждым учеником своего образовательного индивидуального маршрута при освоении образовательной программы.
В рамках работы ГЭП №1 и проекта «Индивидуализация образовательного процесса в гимназии №1549» ведется разработка и внедрение в практику модели профильного обучения на базе индивидуальных образовательных программ. Разработка индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика начинается уже в период его поступления в гимназию.
В рамках ГЭП №3 и проект-программы «Интеграция проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс гимназии №1549» не только обеспечивается сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся и их участие в окружных и городских конкурсах проектных и исследовательских работ, но и совершенствуются формы и методы такой работы. Традиционными стали конференции гимназии, на которых учащиеся представляют свои работы. Теперь защита работ организуется в рамках тематических секций НОУ, учащиеся поставлены перед необходимостью активно воспринимать и анализировать представляемый материал. Происходит обеспечение деятельности детско-взрослого научного общества гимназии.
Стали традиционными обучающие семинары для учителей-руководителей исследовательской деятельности гимназии и других образовательных учреждений округа. Теперь тематические семинары проводятся и для самих учащихся-гимназистов. Кроме того, подготавливаются и проводятся открытые уроки по применению элементов проектирования и исследовательской деятельности на уроке.
Успешно прошла методическая неделя открытых уроков, организованная в ключе деятельности экспериментальных площадок гимназии. Так в рамках ГЭП №2 и проекта «Риторизация учебного процесса гимназии №1549: обучение чтению» подготовлены интегрированные уроки (с элементами риторики). Данное мероприятие становится традиционным.
Кроме того, риторика введена в учебный план второй ступени обучения, апробируется соответствующий учебник. Для учителей проводятся семинарские занятия и практикумы по текстоведению, а также дан Мастер-класс в рамках выставки «Дни Московского образования на ВВЦ».
В рамках проекта «Развитие языкового образования в гимназии №1549» введен второй иностранный язык: в 5‑м классе – латынь, с 6‑го – немецкий или испанский.
Другой, не менее важной задачей, определенной Программой развития ГОУ гимназии №1549, является расширение образовательной среды через создание открытого образовательного пространства гимназии, через непрерывное экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание, через предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Открытая образовательная среда рассматривается как вид социокультурной среды и представляет собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности которых создаются пространство и реальные условия для урочной и внеурочной деятельности гимназистов; становления и проявления их ключевых компетентностей. Такая среда обеспечивает опережающий характер образования учащихся за счет использования современных ресурсов образовательного процесса, продуктивной организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования.
С одной стороны происходит внедрение современного ресурсного обеспечения образовательных программ. В учебно-воспитательном процессе ГОУ гимназии №1549 реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, формируется единая информационная образовательная среда. Ведется активная работа по созданию официального сайта гимназии, а также сайтов классов, включающих электронные журналы успеваемости учащихся. В настоящий момент такие, постоянно работающие, сайты уже есть у 5 «Б», 6 «А» и 9 «А» классов.
С другой стороны, происходит расширение социального партнерства гимназии. С целью обеспечения целостного, свободного, открытого образования, способствующего адаптации личности в социуме, нами создается непрерывное образовательное пространство «начальная школа – гимназия – вузы по профилю».
В рамках проекта «Создание открытого образовательного пространства гимназии №1549» развиваются партнерские отношения со школой здоровья первой ступени обучения №1090, заключен договор с Прогимназией №1651. Изменяются формы взаимодействия с вузами в рамках Договоров: дистанционные курсы по физике (МАТИ), подготовительные курсы на базе МАДИ, организация практики и руководства исследовательской деятельностью учащихся (МГППУ, МГУС).
Кроме того, в целях обеспечения культурологического и гуманитарного аспектов образования через музейную педагогику и воздействие художественного слова, с 2007 г. в ГОУ гимназии №1549 внедряется целостная система экскурсионной поддержки учебной программы для максимального использования образовательного пространства г.Москвы; развиваются партнерские отношения с Филармонией.
В рамках проекта «Непрерывное экологическое образование учащихся гимназии №1549» проводятся экологические экскурсии в Приокско-Террасный заповедник, природные парки и лесопарки, музеи леса и воды, на станцию водоподготовки, мусороперерабатывающий завод, а также полевые экологические практикумы на базе учебного центра Экосистема» г.Мытищи. Кроме того, проводятся уроки, построенные на учебных фильмах экологической направленности (по программе «Imax-образование»), подготавливаются экологические проекты. Гимназисты принимают участие в рейдах по уборке мусора, озеленении пришкольного участка и в настоящий момент участвуют в проекте «Школьный дворик».
В рамках проекта «Патриотическое воспитание учащихся гимназии №1549» у гимназистов воспитываются патриотические качества, идет формирование активной гражданской позиции. Традиционными являются экскурсии, тематические уроки в музее боевой славы гимназии, встречи с ветеранами и участниками военных действий, участие в митингах памяти и военно-патриотических конкурсах. Кроме того, гимназистами приобретаются навыки выживания в экстремальных условиях.
В рамках проекта «Гражданско-патриотическая Молодежная организация гимназии №1549» создаются широкие возможности для творческой самореализации гимназиста, условия для воспитания активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность за судьбу страны, воспитывается самоорганизация, коллективизм и освоение основных социальных навыков: взаимопомощи, совместных действий в организации школьной жизни; создается система взаимодействия с органами местной власти. Разработка и реализация совместных проектов с Управой и Муниципалитетом района Митино, проведение совместных программ и мероприятий (окружных конкурсов, игр, встреч, поездок) становится уже традиционной для гимназии. В настоящий момент отрабатывается модель соуправления учащихся гимназии – Ученический совет гимназии.
С целью ранней профессионализации учащихся в гимназии реализуется проект «Психолого-социально-педагогическая практика учащихся 10–11 профильных классов и групп гимназии №1549». В рамках этого проекта происходит развитие организаторских и коммуникативных способностей учащихся, их инициативы и активности, что ценно не только для педагогической деятельности, но и для других профессий, прежде всего для всех профессий типа «Человек–человек». Особенностями организации является составление для каждого учащегося индивидуального план-графика прохождения практики, исходя из времени, которым располагает старшеклассник, предпочитаемых им видов деятельности, личностных особенностей и запросов. Кроме того, в рамках данного проекта психологической службой гимназии организуется тренинг, направленный на развитие навыков конструктивного взаимодействия, бесконфликтного общения и управления стрессом.
Залогом успешной реализации образовательной программы является обеспечение комфортной образовательной среды, обусловливающей гармоничное развитие учащихся ГОУ гимназии №1549, через здоровьесбережение участников образовательного процесса и психологическую поддержку. Поэтому ГОУ гимназия №1549 старается обеспечить наиболее благоприятные условия для роста и развития каждого гимназиста на основе его возрастных и личностных особенностей; создать условия для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно, психически и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному профессиональному и нравственному определению своего места, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Предмет | Класс | Место | Вид мероприятия |
2004–2005 учебный год |
|||
Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада» |
|||
Литература | 11 | II | НПК «Лидер» |
Психология | 11 | I | НПК «Лидер» |
Олимпиады |
|||
Русский язык, литература | 8 | II, III | окружная |
11 | III | окружная | |
География | 11 | III | окружная |
Биология | 8 | III | окружная |
История | 10 | III | окружная |
11 | 2 – II | окружная | |
Всероссийская олимпиада «Кенгуру» (математика) | Участвовало: 5 кл. – 36 чел. 8 кл. – 18 чел. |
||
«Проектная неделя на Северо-Западе» |
|||
Математика | 6 | 2 – III | Окружной конкурс |
Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии» |
|||
Литература | 11 | Лауреат | Окружной тур |
Психология (3 работы) | 11 | Дипломанты | Окружной тур |
Литература, психология | 11 | Участники | Городской тур |
2005–2006 учебный год |
|||
Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада» |
|||
Психология | 11 | I, III | НПК «Лидер» |
Русский язык и литература | 11 | III | НПК «Лидер» |
География | 11 | 2 – III | НПК «Лидер» |
Экономика | 11 | I | НПК «Лидер» |
История | 11 | II | НПК «Лидер» |
Олимпиады |
|||
Русский язык и литература | 9 | III | окружная |
9 | II | окружная | |
11 | II | окружная | |
География | 6 | 2 – III | окружная |
9 | 2 – III | окружная | |
10 | II | окружная | |
10 | III | окружная | |
Иностранный язык | 9 | 2 – III | окружная |
11 | III | окружная | |
Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок» (русский язык) | Участвовало: 5 кл. – 17 чел. 6 кл. – 44 чел. 7 кл. – 12 чел. 9 кл. – 21 чел. 10 кл. – 6 чел. 11 кл. – 29 чел. |
||
«Проектная неделя на Северо-Западе» |
|||
Математика | 7 | 2 – III | Окружной конкурс |
Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии» |
|||
Психология | 11 | Лауреат | Окружной тур |
Психология | 11 | Лауреат | Городской тур |
Городская открытая гуманитарная конференция «Вышгород» |
|||
Психология | 11 | Номинации – 2 | Городской конкурс |
Словесность | 9 | Участник | Городской конкурс |
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» |
|||
Литературоведение | 11 | Дипломант | Всероссийский |
2006–2007 учебный год |
|||
Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада» |
|||
Математика | 8 | 2 – III | «Искатели» |
История | 7 | 2 – III | «Искатели» |
Русский язык | 8 | III | «Искатели» |
Литература | 5 | I | «Искатели» |
Математика | 11 | III | НПК «Лидер» |
Экономика | 11 | II | НПК «Лидер» |
Словесность | 10 | I | НПК «Лидер» |
История | 10 | II | НПК «Лидер» |
История, ОБЖ | 11 | I | НПК «Лидер» |
География | 11 | III | НПК «Лидер» |
Олимпиады |
|||
Русский язык, литература | 8 | II, III | окружная |
10 | I, II, III | окружная | |
11 | III | окружная | |
Математика | 5 | II, III | окружная |
6 | II, III | окружная | |
7 | I, II, III | окружная | |
Иностранный язык | 10 | III | окружная |
История | 10 | I, III | окружная |
Биология | 7 | II | окружная |
Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок» (русский язык) | Участвовало: 5 кл. – 54 чел. 6 кл. – 55 чел. 7 кл. – 60 чел. 8 кл. – 21 чел. 10 кл. – 20 чел. 11 кл. – 31 чел. |
||
Всероссийская олимпиада «Кенгуру» (математика) | Участвовало: 5 кл. – 54 чел. 6 кл. – 55 чел. 7 кл. – 60 чел. 8 кл. – 22 чел. |
||
Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии» |
|||
Математика – 6 работ | 6–8 | Участники | Окружной тур |
Математика – 2 работы | 8 | Дипломанты | Окружной тур |
Математика | 8 | III | Городской тур |
История – 3 работы | 8–11 | Участники | Окружной тур |
География | 7 | Участник | Окружной тур |
Лингвистика | 8 | Дипломант | Окружной тур |
МХК | 10 | Участник | Окружной тур |
Литература | 5 | Дипломант | Окружной тур |
Литература | 5 | III | Городской тур |