Презентация программы развития ГОУ гимназии №1549

Общая характеристика гимназии №1549
и условия ее функционирования

Московская школа №1744 была открыта в 1993 году на северо-западе столицы в районе новостройки Митино. С 1997 в школе организованы гимназические классы. Одной из первых в округе начала работу по созданию многопрофильной школы. В ноябре 2005 получен статус инновационного учреждения – гимназия №1549. В настоящий момент реализуется модель предпрофильного и профильного обучения по четырем направлениям: физико-математическому, естественному, социально-экономическому и гуманитарному.

С первых лет школа существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования. В традициях школы, а далее гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива. Со дня открытия педагогический коллектив держит курс на развитие педагогических традиций и инноваций.

Стратегическая цель развития Гимназии: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.

Гимназия имеет достаточно благоприятное социальное окружение: Центр внешкольной работы; клуб «СемьЯ»; ЦПМСС «Митино»; городская школа искусств №13; детско-юношеская библиотека; бассейн «Жемчужина». Гимназия сотрудничает с учреждениями социокультурной сферы и общественными организациями района Митино.

С 1996 года школа, а затем гимназия, сотрудничает с вузами г.Москвы. На базе Российского Государственного технического университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ-РГТУ) были сформированы классы, выпускники которых успешно поступают в университет. С 2000 гимназия является комплексом «Школа–вуз» на базе данного университета.

С 1999 года гимназия начинает сотрудничать с Московским государственным открытым педагогическим университетом, с 2002 – с Московским государственным университетом сервиса, а с 2003 – с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Гимназисты ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организуемых университетами. Преподаватели МГОПУ, МГУС и МГППУ привлекаются в качестве научных консультантов для разработки ученических проектов и исследовательских работ.

Миссия гимназии в современных условиях, отражая ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла гимназического образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив гимназии на построение образовательного учреждения как пространства для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов гимназии.

Особенности контингента обучающихся

Гимназия №1549 функционирует как образовательное учреждение для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. По состоянию на 1 сентября 2006 года в гимназии обучалось 300 учеников (12 классов), из них: в основной школе – 200 учеников (8 классов); в средней школе – 100 учеников (4 класса). Национальный состав гимназии №1549 разнообразен. Среди учащихся гимназии представлены такие национальности, как русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, узбеки, корейцы, грузины.

По материальному положению семьи обучающихся распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем дохода составляют 8%; семьи со средним уровнем дохода – 72%; с высоким уровнем дохода – 20%.

Количество учащихся гимназии в течение последних лет остается стабильным: ежегодно в 5‑е классы на конкурсной основе поступают 50–60 человек. Приток учащихся в гимназию из других образовательных учреждений обусловлен высоким уровнем подготовки гимназистов и возможностью дальнейшего выбора профиля обучения.

Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обучения
Профиль образовательной программы Гуманитарный Физико-математический Естественный Социально-экономический
Группы предпрофильной подготовки 8Б (1-я гр.)
9А (1-я гр.)
8Б (2-я гр.)
9А (2-я гр.)
8А (2-я гр.) 8А (1-я гр.)
Профильные классы 10А (1-я гр.)
11Г
10А (2-я гр.)
11А (2-я гр.)
  10Б
11А (1-я гр.)

Структура управления гимназией №1549

Структура управления традиционна. Управление гимназией №1549 строится на принципах единоначалия и самоуправления. По Уставу гимназии, формами самоуправления являются: Конференция гимназического коллектива, Совет Гимназии, Попечительский совет Гимназии, Педагогический совет Гимназии, Общее собрание трудового коллектива Гимназии. Также в текущем году была создана Молодежная гражданско-патриотическая организация гимназии и ее форма само‑ и соуправления учащихся – ученический Совет – Дума гимназии.

Управление образовательным учреждением осуществляет Совет гимназии, в составе которого представители педагогического коллектива (2/3 от общего числа членов Совета), представители родителей учащихся, старшеклассники. Деятельностью Совета гимназии руководит председатель Совета. Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначенный учредителем.

Попечительский совет СОВЕТ ГИМНАЗИИ Родительский комитет   Ученический совет
Административный совет Педагогический совет ПМПк Психологическая служба Актив класса
Лаборатория качества образования Методический совет
Кафедры
Методические объединения учителей
Экспериментальные площадки
Творческие группы

Система Методической службы в ГОУ гимназии №1549 ориентирована на развитие профессионально-личностных качеств учителей и решает задачи совершенствования, обогащения знаний педагогов (предметные, дидактические, воспитательные, психологические и др.); развития мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителя, адекватных целям развития гимназии; развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя; развитие исследовательских умений. Определена цель: создание оптимальных условий для развития личности учащихся и педагогов в условиях введения гимназического обучения за счет управления качеством образования.

Задача психологической службы гимназии №1549 – обеспечить наиболее благоприятные условия для роста и развития каждого гимназиста на основе его возрастных и личностных особенностей; создать условия для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно, психически и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному профессиональному и нравственному определению своего места, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Сохранение и укрепление здоровья подростков и старшеклассников в современных социально-экономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. Педагогический коллектив и медицинский персонал гимназии реализуют комплексный подход к здоровью учащихся для более эффективного достижения ими государственного образовательного стандарта.

Структура внешних и внутренних связей гимназии №1549:
[Увеличить]

Условия осуществления образовательного процесса

Высокопрофессиональный коллектив гимназии обеспечивает высокий уровень образования, постоянно развивается и совершенствуется.

Общая численность педагогических кадров – 41 человек
Имеют вторую квалификационную категорию – 6 человек
Имеют первую квалификационную категорию – 9 человек
Имеют высшую квалификационную категорию – 23 человека

Заслуги учителей гимназии имеют высокую оценку общества, государства.

Общая численность педагогических кадров – 41
Имеют звание Заслуженный учитель РФ – 2 (5%)
Имеют звание «Почетный работник образования» и «Отличник народного просвещения» – 9 (22%)
Имеют ученую степень – 5 (11%)
Имеет Грант Москвы – 4 (10%)

Учебный процесс осуществляется в современном xчетырехэтажном здании, построенном по типовому проекту. В здании гимназии 32 учебных кабинета, в том числе: 2 кабинета информатики (по 15 рабочих мест каждый), 7 кабинетов иностранного языка, 3 специализированных кабинета–лаборатории (биология, химия, физика), 2 спортивных зала, тренажерный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая. В гимназии полностью заменена мебель и двери, окна оснащены жалюзи, приобретены новые тренажеры. По данным опроса, 100% родителей гимназистов удовлетворены состоянием здания и помещений гимназии, в том числе 72% удовлетворены полностью.

В гимназии создана и системно работает медиатека, обеспечен доступ всех кабинетов в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта. В наличии множительная техника. Все компьютеры, имеющиеся в гимназии, объединены в локальную сеть.

У гимназии есть официальный сайт.

Финансовое обеспечение функционирования и развития гимназии №1549

ГОУ гимназия №1549 находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии (ЦБ №8) на основании Договора. Смета доходов составляется на основании нормативов подушевого финансирования учащихся. Кроме того, финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, поступающих на счет Благотворительного регионального общественного фонда содействия образованию, культуре, спорту и туризму «Перспектива». Последнее происходит благодаря деятельности Попечительского Совета гимназии.

Режим обучения. Организация питания. Обеспечение безопасности

Режим работы гимназии: шестидневная учебная неделя. Обучение проводится в одну смену. Начало занятий в гимназии – 8:30, продолжительность уроков 45 мин., продолжительность перемен соответствует требованиям СанПиН. Объединения дополнительного образования и факультативы работают с 15 часов.

Столовая гимназии обеспечивает бесплатным питанием ряд учащихся льготных категорий. На платной основе горячие завтраки и обеды может получить любой желающий. Организована работа буфета.

В центре внимания педагогического коллектива – безопасность образовательной среды. Сотрудники гимназии регулярно проходят обучение и переподготовку по технике безопасности, администраторы и преподаватели физики, химии и технологии по электробезопасности и пожарной безопасности. В гимназии работает квалифицированная охрана (заключен договор с ЧОП «ТОР-БЕЗОПАСНОСТЬ»), функционирует пропускная система входа и выхода на территорию гимназии, установлены камеры внешнего видео-наблюдения и «тревожная кнопка», проведены все необходимые мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности.

Особенности учебного плана

Гимназия №1549 осуществляет образовательную деятельность основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с целями, обозначенными в Уставе гимназии. Учебный план гимназии предусматривает дифференциацию учебного процесса на всех этапах обучения через реализацию вариативных образовательных программ, на II ступени – через модель предпрофильного обучения, на III ступени – через профильное обучение. Учебный план гимназии №1549 разработан на основе базисного учебного плана РФ, рекомендаций по реализации учебного плана в ОУ г.Москвы, в соответствии с требованиями СанПиН, Концепцией развития гимназии, с учётом социального заказа родителей. Учебный план скорректирован для расширенного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования и ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.

В учебный план гимназии включены все предметы общеобразовательной школы и предметы гимназического цикла: риторика, МХК, психология, этикет, ритмика, латынь, второй иностранный язык (немецкий/испанский). Обучение иностранному языку ведётся в классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, и даёт возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей.

Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика (5, 6 классы), МХК (5–9 классы), второй иностранный язык (с 6 класса). В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В 8–9 классах осуществляется предпрофильная подготовка по социально-экономическому, физико-математическому, гуманитарному и естественному направлениям.

В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. Базисный план школы III ступени включает 3 блока: 1) предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования, и предметы, обеспечивающие ядро профильного обучения; 2) профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения; 3) спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам учащихся.

В своей деятельности гимназия стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи начинается уже на этапе поступления в гимназию. Администрация, психологи и учителя помогают ученику реально оценить уровень его достижений и создают условия для дальнейшего развития способностей. На протяжении всего периода обучения проводится диагностический мониторинг учащихся с целью выявления особо интересующихся теми или иными предметами, соответствующими направленности образования. Этапными моментами являются 5, 7–8, 9–10 классы.

С 8 класса создаются группы предпрофильного обучения по указанным выше направлениям. При их комплектовании учитываются интересы и склонности учащихся, проявленные ими достижения и пожелания родителей. С этой целью проводится диагностика интеллектуального развития учащихся, тестирование, анкетирование родителей, анализируется успеваемость учащихся. По результатам предпрофильной подготовки и профтестирования комплектуются 10–11 профильные классы. В 10–11‑х классах реализуется индивидуальная программа обучения и осуществляется довузовская подготовка по математике, физике, русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам.

Развитие вариативности образовательного процесса завершается разработкой образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся. Разноуровневый широкий спектр программ полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии. Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии, на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Учебный план даёт возможность для развития способностей каждого обучающегося.

В гимназии работают предметные факультативы и элективные курсы. Важным звеном является развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. С этой целью в гимназии создано и успешно работает Научное общество учащихся, включающее следующие направления деятельности: филологическое, экономическое, экологическое, психолого-педагогическое и музейной педагогики.

С учетом интересов учащихся и запросов родителей в гимназии работают около 30 объединений дополнительного образования по ряду направлений: художественно-эстетическое (театральная студия, технология изготовления театрального костюма, эстрадный вокал, роспись ткани); научно-техническое (компьютерная графика, решение задач повышенной сложности, за страницами учебника математики); физкультурно-спортивное (футбол, баскетбол, каратэ, фитнес, шейпинг и группа здоровья); эколого-биологическое (медицинские аспекты анатомии и физиологии человека, экологический дизайн, основы планирования семьи и ЗОЖ); естественно-научное (география человеческой деятельности); социально-педагогическое (культура научного исследования); культурологическое (журналистика, телевидение, ритмика, религии Мира, страноведение) и др.

Содержание воспитывающей деятельности реализуется через систему общешкольных коллективных творческих дел и событий. Ежегодно в гимназии проходят Дни знаний, предметные недели, научно-практические конференции учащихся, конкурсы творческого мастерства, дни ученического самоуправления, дни открытых дверей, спортивные и туристические слеты. Традиционными стали Посвящение в гимназисты, спектакли школьного театра, встречи с ветеранами.

Приоритетные цели и задачи Программы развития гимназии №1549

Выявленные в ходе анализа проблемы, а также социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1549 выдвинуть в качестве ведущей следующую стратегическую цель развития образовательного учреждения: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.

Реализация выдвинутой цели требует выполнения комплекса задач, среди которых основными являются нижеследующие.

  1. Научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного и доступного непрерывного образования через индивидуализацию образовательного процесса, через взаимную интеграцию образовательных программ, проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс, через компетентностный подход в организации образования, риторизацию учебного процесса и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Расширение образовательной среды через создание открытого образовательного пространства гимназии, через непрерывное экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание, через предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
  3. Обеспечение комфортной образовательной среды гимназии, обусловливающей гармоничное развитие учащихся, через здоровьесбережение участников образовательного процесса и психологическую поддержку.

Приоритетные направления развития гимназии:

Направления реализации Программы развития ГОУ гимназии №1549 Выполнение Программы развития ГОУ гимназии №1549 в 2006–2007 г.
Качество и доступность образования Индивидуализация образовательного процесса Разноуровневое обучение проводится в группах профильных классов, на элективных и спецкурсах предпрофильной подготовки (8–9 классы)
Продолжается создание методической базы для обучения на III ступени в профильных группах по индивидуальным учебным планам
Вводится накопительная система баллов для учащихся по итогам предметных олимпиад и конкурсов
Интеграция проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс Разработаны методические рекомендации для трансляции опыта работы гимназии в рамках исследовательской деятельности, индивидуализации и риторизации. Опубликованы материалы из опыта работы учителей (Торопчиной Л.В., Никульченковой Е.В., Шиловой О.Р., Фатхлисламовой Г.П., Михайловой Ю.С.)
Изменена структура методической службы – кафедры, МО, творческие группы учителей, создана лаборатория качества образования
Проводятся внутришкольные курсы повышения квалификации по ИТК педагогических работников
Риторизация учебного процесса Методическая подготовка педагогов к переходу на новые педагогические технологии
Введение с 5 класса Риторики с апробацией учебника
Развитие языкового образования Введение с 5 класса Латыни
Введение 2 иностранного языка (немецкого, испанского) с 6 класса
Апробация учебника по английскому языку
Расширение образовательной среды Создание открытого образовательного пространства Проведена техническая модернизация УВП: установлены компьютеры в учебных кабинетах, проведен Интернет во все учебные кабинеты, создана внутришкольная локальная сеть
Дальнейшее развитие музейной педагогики
Создана структура Научное общество учащихся
Создаются электронные «портфолио» учителей
Непрерывное экологическое образование учащихся Взаимодействие с региональной общественной организацией Детский экологический центр «Ноосфера»
Участие в городском социальном проекте «Школьный дворик»
Учебная практика на экологической станции в Мытищах.
Патриотическое воспитание учащихся Взаимодействие с Советом ветеранов.
Продолжает пополняться экспозиция школьного музея Боевой славы
Начато накопление материалов для музейной экспозиции по различным сферам человеческой деятельности
Молодежная организация Создана структура ученического самоуправления – Ученический совет
Комфортность образовательной среды Здоровьесбережение участников образовательного процесса Введение с 5 класса Ритмики
Продолжается реализация программы «Здоровье»
Совершенствуется организация питания учащихся
Организован питьевой режим
Психологическая поддержка образовательного процесса Продолжается реализация программы психологического сопровождения образовательного процесса
Обновлено оснащение кабинетов психологической службы: методического, для индивидуальной работы (релаксации) и групповой работы (профориентации)

Основные образовательные результаты обучающихся
и выпускников последнего года

Из представленных ниже данных видно, что преподавание всех предметов в гимназии №1549 ведется на высоком уровне. Не смотря на более глубокий уровень изучения таких предметов, как литература, русский язык, физика, математика показатели качества обучения в классах достаточно высоки (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Качество обучения по основным предметам учебного плана

Динамика успеваемости и качества обучения учащихся гимназии №1549 за последние три года представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Динамика успеваемости и качества обучения учащихся гимназии №1549

На протяжении нескольких лет ГОУ гимназия №1549 сохраняет контингент учащихся, мотивированных на получение углубленного образования. Учащихся, не осваивающих учебные программы Государственного учебного плана за последние три года в гимназии нет.

Количество учащихся, успешно (на «5» и «4»)
осваивающих учебные программы (в % от общего числа)
Учебный год Средняя ступень Старшая ступень По гимназии
2004/2005 65 71 68
2005/2006 68 76 72
2006/2007 73 78 76

Динамика количества учащихся, успешно осваивающих учебные программы

Как видно из таблицы и графика, из года в год прослеживается стабильный рост количества учащихся, которые успешно, на 4 и 5 осваивают государственные программы учебного плана гимназии.

О высокой степени обученности говорят результаты итоговой аттестации учащихся 11‑х классов. Доля выпускников, сдавших итоговую аттестацию на «4» и «5», составляет: по литературе – 79%, а по алгебре и началам анализа – 71%. Динамика результатов итоговой аттестации выпускников гимназии по обязательным предметам представлена в таблице.

Сравнительный анализ итогов сдачи обязательных экзаменов
одиннадцатиклассниками ГОУ гимназии №1549
Предметы 2004/2005 уч. год 2005/2006 уч. год 2006/2007 уч. год
сдав.
(чел.)
усп.
(%)
кач.
(%)
сдав.
(чел.)
усп.
(%)
кач.
(%)
сдав.
(чел.)
усп.
(%)
кач.
(%)
Алгебра и начала анализа 79 100 65 98 100 67 52 100 71
Русский язык 79 100 68 98 100 75 52 100 85
Литература (устно)             52 100 79

Итоги государственной аттестации учащихся 11-х классов

В 2007 году выпускники 11‑х классов сдавали обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. При 100%‑уровне обученности показаны следующие результаты: «5» и «4» – 85%, «3» – 15%. Таким образом, результаты ЕГЭ по русскому языку в гимназии выше городских показателей. Динамика успеваемости выпускников гимназии представлена на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Успеваемость выпускников 11 классов

100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании и сертификаты, позволяющие представить результаты ЕГЭ на вступительных экзаменах в различные вузы.

Гимназия принимает активное участие в различных фестивалях и конкурсах, проводимых на муниципальном, окружном, городском уровнях. Данные мероприятия помогают учащимся раскрыть свои творческие способности и продемонстрировать достижения, свои, пусть небольшие, но вполне серьезные научные исследования и открытия. Результаты участия учащихся гимназии в данных конкурсах отражены в таблице (смотри приложение).

Результаты воспитательной деятельности

Участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности
Конкурс Год Участник Результат
1 Окружной конкурс «Театр жизнь» 2005 ОДО «Театральный круг» 5 кл. Участник
2 Окружной конкурс «Театр жизнь» 2005 ОДО «Театральный круг» 5 и 11 кл. Участник
3 Окружной конкурс «Театр жизнь» 2005 ОДО «Театральный круг» 11 кл. Лауреат
4 Городской фестиваль «Юные таланты Московии» 2005 ОДО «Театральный круг» 11 кл. Диплом II степени

Участие в других конкурсах и соревнованиях

Конкурс Год Участник Результат
1 Окружные соревнования по ОБЖ «Осенняя тропа» 2005 Сборная гимназии 2 место
2 Окружные соревнования по ОБЖ «Осенняя тропа» 2006/07 Сборная гимназии 3 место
3 Окружной конкурс по ПДД 2005 Сборная 7 кл. 3 место
4 Окружная интеллектуальная игра «Заря Победы» 2006 Сборная 10 кл. 1 место
5 Окружная интеллектуальная игра «Заря Победы» 2007 Сборная 9 кл. 1 место
6 Окружная интеллектуальная игра «Звездной тропой» 2007 Сборная гимназии 2 место

Особенности здоровьесберегающей образовательной среды

Сохранение и укрепление здоровья подростков и старшеклассников в современных социально-экономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. В период обучения в гимназии учащиеся испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья.

Анализ статистических данных, полученных по результатам ежегодной диспансеризации гимназистов, позволяет сформировать следующие показатели и для оценки здоровья использовать следующие критерии:

На основании выше указанных критериев гимназисты, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на следующие группы.

Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья

Группа здоровья Количество учащихся по годам
2004–2005 2005–2006 2006–2007
1 122 84 73
2 178 187 145
3 118 93 83
Всего: 418 364 301

Из приведенных данных видна стабильность распределения учащихся по группам здоровья и уровень их физического развития.

Сведения об уровне физического развития учащихся
Уровень физического развития Количество учащихся по годам
2004–2005 2005–2006 2006–2007
Выше среднего 91 51 117
Среднее 231 186 73
Ниже среднего 84 109 92
Освобождены 12 17 19
Всего: 418 364 301

В течение трех последних лет динамика пропущенных уроков по болезни уменьшилась на 10% и наблюдается тенденция к снижению:

Динамика пропущенных уроков учащимися по болезни

Это связано с комплексом профилактических мероприятий, проводимых медперсоналом и администрацией гимназии.

Медицинское обслуживание в гимназии осуществляют врач-педиатр и медсестра. Совместно с администрацией гимназии ежегодно составляется план работы медицинского кабинета, уточняются карантинные мероприятия, проводится диспансеризация учащихся всех параллелей, вакцинация в соответствии с возрастом, профилактическая работа по поддержанию здорового образа жизни учащихся.

Создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно содействует укреплению здоровья гимназистов. Это связано с организацией системы мониторинга и оценки состояния здоровья учащихся гимназии, разработкой системы мер для профилактики и коррекции неблагоприятных состояний и снижения адаптационных резервов организма, организацией системы диагностики, организацией и совершенствованием работы по профилактике здорового образа жизни.

Мероприятия

  1. Образование учащихся, их родителей и педагогов в области ЗОЖ.
  2. Обеспечение соответствия образовательного процесса в гимназии СанПиН.
  3. Организация бюджетного и платного питания учащихся.
  4. Организация культурно-оздоровительной работы в урочное, внеурочное и каникулярное время.
  5. Организация медицинского сопровождения учащихся.

Педагогический коллектив и медицинский персонал гимназии реализует комплексный подход к здоровью учащихся для более эффективного достижения учащимися государственного образо­вательного стандарта.

Уровень и формы социальной активности и социального партнерства гимназии №1549:
[Увеличить]

Актуальное состояние функционирования
образовательного учреждения

Актуальность программы развития гимназии №1549 обусловлена переходом системы образования от знаниевой к развивающей, личностно-ориентированной, гуманистической парадигме образования. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения, умение рефлексировать, анализировать свою деятельность, сравнивать полученный результат деятельности с запланированным.

В свою очередь, иными становятся задачи и функции учителя – не учить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Речь идет о партнерстве, а, следовательно, и о творчестве.

Переход гимназии №1549 в режим развития связан с необходимостью решить ряд противоречий управленческого, методического и психологического характера. Во‑первых, противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к саморазвитию, интегрированных в национальную и мировую культуру, осваивающих её прошлое, настоящее и будущее, созидающих и творящих её. И реальной ориентацией учебных программ, планов, учебников, в основном, на знаниевую парадигму образования.

Во‑вторых, противоречие между состоянием «информационного шока», в котором пребывают ученики, И их неумением сделать осознанный жизненный выбор, стать творцом своей судьбы, стать деятелем, способным адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, быть включённым в межличностную и международную коммуникацию.

В‑третьих, противоречие между идеалами гуманистического воспитания и педагогики ненасилия, традиционно исповедуемыми гимназией №1549, И влиянием негативных социокультурных факторов, в числе которых пропаганда СМИ агрессивной жизненной позиции как условия достижения сиюми­нутного успеха в жизни.

Масштабы ближайшего развития гимназии №1549

Инновационное развитие гимназии по оказанию совокупности образовательных услуг повышенного уровня предполагает, в перспективе, переход в статус образовательной организации, который позволит гимназии эффективно работать в режиме финансово-экономической самостоятельности над формированием активного гражданина, способного к самоопределению, саморазвитию, самореа­лизации.

Инновационные идеи развития гимназии:

Одной из основных задач, определенной Программой развития гимназии является научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного и доступного непрерывного образования через индивидуализацию образовательного процесса, через взаимную интеграцию образовательных программ, проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс, через компетентностный подход в организации образования, риторизацию учебного процесса и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В ходе реализации подпрограммы гимназия стремится обеспечивать построение каждым учеником своего образовательного индивидуального маршрута при освоении образовательной программы.

В рамках работы ГЭП №1 и проекта «Индивидуализация образовательного процесса в гимназии №1549» ведется разработка и внедрение в практику модели профильного обучения на базе индивидуальных образовательных программ. Разработка индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика начинается уже в период его поступления в гимназию.

В рамках ГЭП №3 и проект-программы «Интеграция проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс гимназии №1549» не только обеспечивается сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся и их участие в окружных и городских конкурсах проектных и исследовательских работ, но и совершенствуются формы и методы такой работы. Традиционными стали конференции гимназии, на которых учащиеся представляют свои работы. Теперь защита работ организуется в рамках тематических секций НОУ, учащиеся поставлены перед необходимостью активно воспринимать и анализировать представляемый материал. Происходит обеспечение деятельности детско-взрослого научного общества гимназии.

Стали традиционными обучающие семинары для учителей-руководителей исследовательской деятельности гимназии и других образовательных учреждений округа. Теперь тематические семинары проводятся и для самих учащихся-гимназистов. Кроме того, подготавливаются и проводятся открытые уроки по применению элементов проектирования и исследовательской деятельности на уроке.

Успешно прошла методическая неделя открытых уроков, организованная в ключе деятельности экспериментальных площадок гимназии. Так в рамках ГЭП №2 и проекта «Риторизация учебного процесса гимназии №1549: обучение чтению» подготовлены интегрированные уроки (с элементами риторики). Данное мероприятие становится традиционным.

Кроме того, риторика введена в учебный план второй ступени обучения, апробируется соответствующий учебник. Для учителей проводятся семинарские занятия и практикумы по текстоведению, а также дан Мастер-класс в рамках выставки «Дни Московского образования на ВВЦ».

В рамках проекта «Развитие языкового образования в гимназии №1549» введен второй иностранный язык: в 5‑м классе – латынь, с 6‑го – немецкий или испанский.

Другой, не менее важной задачей, определенной Программой развития ГОУ гимназии №1549, является расширение образовательной среды через создание открытого образовательного пространства гимназии, через непрерывное экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание, через предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.

Открытая образовательная среда рассматривается как вид социокультурной среды и представляет собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности которых создаются пространство и реальные условия для урочной и внеурочной деятельности гимназистов; становления и проявления их ключевых компетентностей. Такая среда обеспечивает опережающий характер образования учащихся за счет использования современных ресурсов образовательного процесса, продуктивной организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования.

С одной стороны происходит внедрение современного ресурсного обеспечения образовательных программ. В учебно-воспитательном процессе ГОУ гимназии №1549 реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, формируется единая информационная образовательная среда. Ведется активная работа по созданию официального сайта гимназии, а также сайтов классов, включающих электронные журналы успеваемости учащихся. В настоящий момент такие, постоянно работающие, сайты уже есть у 5 «Б», 6 «А» и 9 «А» классов.

С другой стороны, происходит расширение социального партнерства гимназии. С целью обеспечения целостного, свободного, открытого образования, способствующего адаптации личности в социуме, нами создается непрерывное образовательное пространство «начальная школа – гимназия – вузы по профилю».

В рамках проекта «Создание открытого образовательного пространства гимназии №1549» развиваются партнерские отношения со школой здоровья первой ступени обучения №1090, заключен договор с Прогимназией №1651. Изменяются формы взаимодействия с вузами в рамках Договоров: дистанционные курсы по физике (МАТИ), подготовительные курсы на базе МАДИ, организация практики и руководства исследовательской деятельностью учащихся (МГППУ, МГУС).

Кроме того, в целях обеспечения культурологического и гуманитарного аспектов образования через музейную педагогику и воздействие художественного слова, с 2007 г. в ГОУ гимназии №1549 внедряется целостная система экскурсионной поддержки учебной программы для максимального использования образовательного пространства г.Москвы; развиваются партнерские отношения с Филармонией.

В рамках проекта «Непрерывное экологическое образование учащихся гимназии №1549» проводятся экологические экскурсии в Приокско-Террасный заповедник, природные парки и лесопарки, музеи леса и воды, на станцию водоподготовки, мусороперерабатывающий завод, а также полевые экологические практикумы на базе учебного центра Экосистема» г.Мытищи. Кроме того, проводятся уроки, построенные на учебных фильмах экологической направленности (по программе «Imax-образование»), подготавливаются экологические проекты. Гимназисты принимают участие в рейдах по уборке мусора, озеленении пришкольного участка и в настоящий момент участвуют в проекте «Школьный дворик».

В рамках проекта «Патриотическое воспитание учащихся гимназии №1549» у гимназистов воспитываются патриотические качества, идет формирование активной гражданской позиции. Традиционными являются экскурсии, тематические уроки в музее боевой славы гимназии, встречи с ветеранами и участниками военных действий, участие в митингах памяти и военно-патриотических конкурсах. Кроме того, гимназистами приобретаются навыки выживания в экстремальных условиях.

В рамках проекта «Гражданско-патриотическая Молодежная организация гимназии №1549» создаются широкие возможности для творческой самореализации гимназиста, условия для воспитания активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность за судьбу страны, воспитывается самоорганизация, коллективизм и освоение основных социальных навыков: взаимопомощи, совместных действий в организации школьной жизни; создается система взаимодействия с органами местной власти. Разработка и реализация совместных проектов с Управой и Муниципалитетом района Митино, проведение совместных программ и мероприятий (окружных конкурсов, игр, встреч, поездок) становится уже традиционной для гимназии. В настоящий момент отрабатывается модель соуправления учащихся гимназии – Ученический совет гимназии.

С целью ранней профессионализации учащихся в гимназии реализуется проект «Психолого-социально-педагогическая практика учащихся 10–11 профильных классов и групп гимназии №1549». В рамках этого проекта происходит развитие организаторских и коммуникативных способностей учащихся, их инициативы и активности, что ценно не только для педагогической деятельности, но и для других профессий, прежде всего для всех профессий типа «Человек–человек». Особенностями организации является составление для каждого учащегося индивидуального план-графика прохождения практики, исходя из времени, которым располагает старшеклассник, предпочитаемых им видов деятельности, личностных особенностей и запросов. Кроме того, в рамках данного проекта психологической службой гимназии организуется тренинг, направленный на развитие навыков конструктивного взаимодействия, бесконфликтного общения и управления стрессом.

Залогом успешной реализации образовательной программы является обеспечение комфортной образовательной среды, обусловливающей гармоничное развитие учащихся ГОУ гимназии №1549, через здоровьесбережение участников образовательного процесса и психологическую поддержку. Поэтому ГОУ гимназия №1549 старается обеспечить наиболее благоприятные условия для роста и развития каждого гимназиста на основе его возрастных и личностных особенностей; создать условия для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно, психически и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному профессиональному и нравственному определению своего места, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Участие гимназистов в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах

Предмет Класс Место Вид мероприятия

2004–2005 учебный год

Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада»

Литература 11 II НПК «Лидер»
Психология 11 I НПК «Лидер»

Олимпиады

Русский язык, литература 8 II, III окружная
11 III окружная
География 11 III окружная
Биология 8 III окружная
История 10 III окружная
11 2 – II окружная
Всероссийская олимпиада «Кенгуру» (математика) Участвовало:
5 кл. – 36 чел.
8 кл. – 18 чел.

«Проектная неделя на Северо-Западе»

Математика 6 2 – III Окружной конкурс

Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии»

Литература 11 Лауреат Окружной тур
Психология (3 работы) 11 Дипломанты Окружной тур
Литература, психология 11 Участники Городской тур

2005–2006 учебный год

Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада»

Психология 11 I, III НПК «Лидер»
Русский язык и литература 11 III НПК «Лидер»
География 11 2 – III НПК «Лидер»
Экономика 11 I НПК «Лидер»
История 11 II НПК «Лидер»

Олимпиады

Русский язык и литература 9 III окружная
9 II окружная
11 II окружная
География 6 2 – III окружная
9 2 – III окружная
10 II окружная
10 III окружная
Иностранный язык 9 2 – III окружная
11 III окружная
Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок» (русский язык) Участвовало:
5 кл. – 17 чел.
6 кл. – 44 чел.
7 кл. – 12 чел.
9 кл. – 21 чел.
10 кл. – 6 чел.
11 кл. – 29 чел.

«Проектная неделя на Северо-Западе»

Математика 7 2 – III Окружной конкурс

Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии»

Психология 11 Лауреат Окружной тур
Психология 11 Лауреат Городской тур

Городская открытая гуманитарная конференция «Вышгород»

Психология 11 Номинации – 2 Городской конкурс
Словесность 9 Участник Городской конкурс

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Литературоведение 11 Дипломант Всероссийский

2006–2007 учебный год

Окружной конкурс «Будущее Северо-Запада»

Математика 8 2 – III «Искатели»
История 7 2 – III «Искатели»
Русский язык 8 III «Искатели»
Литература 5 I «Искатели»
Математика 11 III НПК «Лидер»
Экономика 11 II НПК «Лидер»
Словесность 10 I НПК «Лидер»
История 10 II НПК «Лидер»
История, ОБЖ 11 I НПК «Лидер»
География 11 III НПК «Лидер»

Олимпиады

Русский язык, литература 8 II, III окружная
10 I, II, III окружная
11 III окружная
Математика 5 II, III окружная
6 II, III окружная
7 I, II, III окружная
Иностранный язык 10 III окружная
История 10 I, III окружная
Биология 7 II окружная
Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок» (русский язык) Участвовало:
5 кл. – 54 чел.
6 кл. – 55 чел.
7 кл. – 60 чел.
8 кл. – 21 чел.
10 кл. – 20 чел.
11 кл. – 31 чел.
Всероссийская олимпиада «Кенгуру» (математика) Участвовало:
5 кл. – 54 чел.
6 кл. – 55 чел.
7 кл. – 60 чел.
8 кл. – 22 чел.

Конкурс исследовательских работ «Юные таланты Московии»

Математика – 6 работ 6–8 Участники Окружной тур
Математика – 2 работы 8 Дипломанты Окружной тур
Математика 8 III Городской тур
История – 3 работы 8–11 Участники Окружной тур
География 7 Участник Окружной тур
Лингвистика 8 Дипломант Окружной тур
МХК 10 Участник Окружной тур
Литература 5 Дипломант Окружной тур
Литература 5 III Городской тур

Печатные работы педагогов гимназии №1549