«Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1549 Северо-Западного управления образования г.Москвы»
Публичный доклад информирует о деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии №1549 Северо-Западного управления образования города Москвы, об основных результатах деятельности и перспективах развития гимназии.
Содержание доклада мы адресуем, прежде всего, родителям наших учащихся и родителям, выбирающим образовательное учреждение для своего ребенка. Прочитав его, они смогут ознакомиться с традициями нашей гимназии, условиями обучения и воспитания, образовательными программами и перечнем дополнительных образовательных услуг.
Информация об основных результатах функционирования и перспективах развития гимназии адресована нашим учредителям, местной общественности, органам местного самоуправления, определяющим роль каждого образовательного учреждения в образовательном пространстве микрорайона и города.
Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного доклада, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с образовательным учреждением.
Московская школа №1744 была открыта в 1993 году в районе новостройки Митино под руководством директора Пантюшиной Людмилы Дмитриевны, Заслуженного учителя РФ. В 1996 году школу возглавила Комиссарова Наталья Николаевна, Почетный работник образования, лауреат конкурса «Грант Москвы». За прошедшие годы школа вырастила и воспитала более полутора тысяч выпускников.
С 1997 года в школе организованы гимназические классы. Одной из первых в округе начала работу по созданию многопрофильной школы. В ноябре 2005 года получила статус инновационного учреждения – гимназии №1549.
С первых лет школа существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования. В традициях школы, а далее гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива. В учебно-воспитательном процессе гимназии реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, формируется единая информационная образовательная среда. Со дня открытия педагогический коллектив взял курс на развитие педагогических традиций и инноваций. В настоящий момент это позволяет создать благоприятные условия развития способностей к самоопределению гимназистов и самореализации всех участников образовательного процесса. Переход на предпрофильное и профильное обучение ориентирован на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом потребностей рынка труда и запроса социума, отработана гибкая система профилей. Сегодня реализуется модель предпрофильного и профильного обучения по четырем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое и филологическое.
С 1996 года школа, а затем гимназия, сотрудничает с вузами г.Москвы, среди них Российский Государственный технический университет им.К.Э.Циолковского, Московский государственный открытый педагогический университет, Московский государственный университет сервиса, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. Гимназисты ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организуемых университетами. Преподаватели МГОПУ, МГУС, МГППУ и МПГУ привлекаются в качестве научных консультантов для разработки ученических проектов и исследований.
На базе гимназии №1549 регулярно проходят семинары и мастер-классы для учителей школ города и района. С 2003 года образовательное учреждение включилось в экспериментальную деятельность и на базе школы, а затем и гимназии ведут работу окружные и городские экспериментальные площадки.
ГБОУ гимназия №1549 сотрудничает с ГБОУ начальная общеобразовательная школа №1090 (Митино) и ГБОУ Прогимназия №1651 (Тушино). С 2008 года в здании гимназии начала работу ГБОУ Прогимназия №1782. Сейчас в ней открыты первые–четвертые классы, ведется подготовка детей к школе. С 2012 года гимназия открыла собственные начальные классы. Гимназия тесно сотрудничает со всеми учреждениями социокультурной сферы и общественными организациями района Митино.
Структура управления традиционна. Управление образовательным учреждением осуществляет Совет гимназии, в составе которого – представители педагогического коллектива (1/3 от общего числа членов Совета), представители родителей учащихся, старшеклассники. Деятельностью Совета гимназии руководит председатель Совета.
В гимназии функционируют Попечительский совет, родительский комитет гимназии и родительские комитеты классов.
В управление гимназией включен орган ученического со-управления – Ученический совет.
Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначенный учредителем.
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
|||||||
|
|||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
Методический совет |
Кафедры |
Методические объединения учителей |
Экспериментальные площадки |
Творческие и рабочие группы |
Режим работы гимназии: шестидневная учебная неделя. Обучение проводится в одну смену.
Начало занятий в гимназии – в 8:30, продолжительность уроков 45 мин., продолжительность перемен соответствует требованиям СанПиНа. Объединения дополнительного образования и факультативы работают с 15 часов.
В гимназии триместровая система обучения. Каникулы проводятся через каждые 5 недель в первом полугодии и через каждые 6 недель – во втором. Итоговые отметки выставляются в 5–9 классах три раза в год (к 15 ноября, к 15 февраля и к 25 мая), а в 10–11 классах – один раз в полугодие.
Школьная столовая обеспечивает бесплатным питанием ряд учащихся льготных категорий. На платной основе горячие завтраки и обеды может получить любой желающий. Организована работа школьного буфета.
В центре внимания педагогического коллектива – безопасность образовательной среды. Сотрудники гимназии регулярно проходят обучение и переподготовку по данному направлению.
В гимназии организована круглосуточная охрана. Постепенно вводится компьютерный пропускной режим учащихся. Установлен строгий контроль за противопожарным состоянием гимназии, регулярно проверяется техническое состояние здания. На пункт охраны выведены системы автоматической противопожарной сигнализации, автоматическое оповещение и «тревожная» кнопка. Под постоянным контролем администрации гимназии подвальные помещения, запасные выходы. В соответствии с планом работы гимназии проводятся тренировки личного состава педагогов, учащихся и обслуживающего персонала по противопожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Гимназия №1549 функционирует как образовательное учреждение для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Количество учащихся гимназии в течение последних лет остается стабильным: ежегодно в 5‑е классы на конкурсной основе поступают 50–60 человек. Приток учащихся в гимназию из других образовательных учреждений обусловлен высоким уровнем подготовки гимназистов и возможностью дальнейшего выбора профиля обучения. Родители пятиклассников в 2010 году указали, что выбор ими для своего ребенка нашей гимназии был продиктован ее престижностью (каждый шестой), способностями ребенка (44%) и более высоким уровнем образования (100%).
В 2010/11 учебном году в гимназии обучалось более 360 учащихся (16 классов), из них:
Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обучения в 2010/11 учебном году:
Профиль образовательной программы | Филологический | Физико-математический | Химико-биологический | Социально-экономический |
Группы предпрофильной подготовки |
8А и 8Б классы (посещение элективных курсов по выбору) |
|||
9В | 9Б | — | 9А | |
Профильные классы | 10Б (2 группа) 11Б (2 группа) |
10Б (1 группа) 11Б (1 группа) |
10А (2 группа) 11А (2 группа) |
10А (1 группа) 11А (1 группа) |
В 2011/12 учебном году в гимназии обучалось более 350 учащихся (13 классов), из них:
Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обучения в 2011/12 учебном году:
Профиль образовательной программы | Филологический | Физико-математический | Химико-биологический | Социально-экономический |
Группы предпрофильной подготовки |
8А и 8Б классы (посещение курса профессионального самоопределения) |
|||
9А | ||||
Профильные классы |
10А и 10Б классы (обучение по индивидуальным учебным планам) |
|||
11Б (2 группа) | 11Б (1 группа) | 11А (2 группа) | 11А (1 группа) |
В 2012 году результативно проведена работа с потенциальными учащимися и их родителями. Это позволило скомплектовать два 1-х класса (вместо планового одного) и трех 5-х классов (два по плану). По состоянию на 1 сентября 2012 года в гимназии обучается 16 классов, из них:
По материальному положению семьи учащихся распределяются следующим образом:
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1549 осуществляет образовательную деятельность начального, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с целями, обозначенными в Уставе гимназии.
Учебный план гимназии предусматривает дифференциацию учебного процесса на всех этапах обучения через реализацию вариативных образовательных программ, на II ступени – через модель предпрофильного обучения, на III ступени – через профильное обучение. Учебный план гимназии №1549 разработан на основе базисного учебного плана Российской Федерации, рекомендаций по реализации учебного плана в образовательных учреждениях г.Москвы, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, Концепцией развития гимназии, с учетом социального заказа родителей.
Учебный план скорректирован для расширенного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования и ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.
В учебный план гимназии включены все предметы общеобразовательной школы и предметы гимназического цикла: риторика, логика, мировая художественная культура, психология, этикет, ритмика, латынь, второй иностранный язык. В соответствие с концепцией изучения иностранных языков в гимназии №1549, учащиеся в 6 классе могут начать изучение китайского языка в рамках дополнительного платного образования. С 7 класса все учащиеся изучают второй иностранный (немецкий, испанский или китайский) уже в рамках основного образования. Обучение иностранному языку ведётся в классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, что даёт возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей.
Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика (5–7 классы), мировая художественная культура (7–9 классы), второй иностранный язык (с 7 класса. С 2010 года был введен также третий динамический час – урок ритмики. Учебный план расширен: английский язык изучается 5 часов в неделю (вместо 3-х), на изучение математики добавлено по 1 часу в неделю во всех 5–9 классах. Ведутся интегрированные курсы биологии, географии и химии с ОБЖ.
В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В 8–9 классах осуществляется предпрофильная подготовка по социально-экономическому, физико-математическому, филологическому и химико-биологическому направлениям.
В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. Базисный план школы III ступени включает 3 блока:
В своей деятельности гимназия стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи начинается уже на этапе поступления в гимназию. Администрация, психологи и учителя помогают ученику реально оценить уровень его достижений и создают условия для дальнейшего развития способностей. На протяжении всего периода обучения проводится диагностический мониторинг учащихся с целью выявления особо интересующихся теми или иными предметами, соответствующими направленности образования. Этапными моментами являются 1, 5, 9–10 классы.
В 8-м классе предпрофильная подготовка проводится с использованием курса профессионального самоопределения. Данная работа продолжается в 9-м классе. При создании индивидуальной образовательной траектории обучения учитываются интересы и склонности учащихся, проявленные ими достижения и пожелания родителей. С этой целью проводится диагностика интеллектуального развития учащихся, тестирование, анкетирование родителей, а также учитывается успеваемость учащихся. Учащиеся 8 классов посещают элективные курсы по выбору, позволяющие им расширить свои знания в той или иной предметной области. Всего за год восьмиклассник проходил обучение на 4 элективных курсах в соответствии со своими интересами (из девяти-одиннадцати курсов, предлагаемых педагогами гимназии). По результатам предпрофильной подготовки и профтестирования комплектуются 10–11 профильные классы. В 10–11 классах реализуется индивидуальная программа обучения дающая возможность выбора одного из уровней изучения (базового или профильного) по каждому из следующих предметов: математике, физике, информатике, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, биологии, химии, иностранным языкам.
Развитие вариативности образовательного процесса завершилось разработкой образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся. Разноуровневый широкий спектр программ полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии. Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии, на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одаренными детьми, повышать качество знаний. Учебный план дает возможность для развития способностей каждого обучающегося.
Урочная деятельность подкрепляется деятельностью внеурочной, расширяющей рамки школьной программы и направленной на развитие интереса к изучаемым предметам. В гимназии работают предметные факультативы и элективные курсы.
Основное обучение подкрепляется системой дополнительного образования. В гимназии ведется работа более чем 20 объединений дополнительного образования (на бюджетной основе) по 4 основным направлениям:
В объединениях занимаются учащиеся разных классов.
Наиболее широко представлены в гимназии объединения физкультурно-спортивного направления. Это вызвано особым вниманием к сохранению и укреплению здоровья гимназистов.
Ряд объединений подкрепляет предпрофильную подготовку и профильное обучение. Это, прежде всего, объединения научно-технического и культурологического направлений. Они расширяют программу физико-математического и филологического профилей соответственно.
Нововведением гимназии является изучение китайского языка. Это расширяет перечень иностранных языков, предлагаемых гимназистам для изучения. Как язык специфический, китайский изучается изначально именно в рамках дополнительного образования.
Разнообразные объединения в рамках художественно-эстетического направления позволяют поддерживать интересы гимназистов и развивать их специальные способности.
Важным звеном является развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. С этой целью в гимназии создано и успешно работает Научное общество учащихся, включающее следующие направления деятельности: филологическое, экономическое, экологическое, психолого-педагогическое и музейной педагогики. Научному обществу учащихся «Новые люди» предложено вовлечь в его деятельность гимназистов 7, 8, 10 классов для овладения исследовательскими навыками через выполнение обязательной курсовой работы. Разработано Положение о курсовой работе гимназиста, приняты требования к выполнению учебно-исследовательской работы, соответствующие требованиям научных работ и применяемым к конкурсным работам. Выполнение курсовых работ ведется под руководством учителей-предметников после уроков. Аналогично организуется подготовка исследовательских и проектных работ для участия в различных конкурсах.
Внеклассная деятельность включает в себя общие гимназические мероприятия, широкую сеть объединений дополнительного образования и внешкольную деятельность. Внешкольные виды деятельности гимназии предполагают: участие в окружных и городских конкурсах и мероприятиях по всем направлениям; экскурсии по Москве, Подмосковью, России; выезд на экологическую станцию в Мытищи, участие в плановых мероприятиях городских экспериментальных площадок (Фестиваль мировоззренческого кино, Праздник русского языка и др.)
Содержание воспитывающей деятельности реализуется через систему общешкольных коллективных творческих дел и событий. С целью организации и соуправления учащимися гимназической жизнью в гимназии создана Молодёжная организация «Слоновая кость». Ежегодно в гимназии проходят Дни знаний, предметные недели, научно-практические конференции учащихся, конкурсы творческого мастерства, дни ученического самоуправления, дни открытых дверей, спортивные и туристические слеты. Традиционными стали Посвящение в гимназисты, спектакли школьного театра, встречи с ветеранами, экскурсионная деятельность.
Образовательное учреждение укомплектовано кадрами полностью. В настоящее время в гимназии работают 36 педагогов, в том числе 3 выпускника гимназии. 97% педагогов имеют высшее образование. Педагогический коллектив представлен опытными учителями: половина имеет стаж более 12 лет, и каждый четвертый – более 20 лет.
Педагоги не реже 1 раза в 5 лет проходят курсы повышения квалификации; ежегодно около трети учителей посещают тематические курсы по различным педагогическим технологиям и альтернативным программам и учебникам. 39% учителей являются авторами-составителями программ факультативных и элективных курсов, 33% – авторы публикаций по различным проблемам образования. 78% педагогов гимназии активно руководят исследовательской деятельностью учащихся. Восемь педагогов являются аспирантами и соискателями. Педагогический коллектив представлен высококвалифицированными учителями: две трети педагогов имеют высшую квалификационную категорию, остальные – первую и вторую категории.
Педагогический коллектив гимназии представляют три Заслуженных учителя РФ и шесть Почетных работников образования РФ. Два учителя являются лауреатами конкурса «Грант Москвы» в области точных и естественных наук, 13 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования. Среди членов педагогического коллектива четыре кандидата наук (педагогических, психологических, медицинских). В настоящее время 4 педагога гимназии проходят обучение в аспирантурах различных педагогических вузов.
В гимназии разработана система рейтинговой оценки деятельности учащихся, формируется портфель достижений учащихся (портфолио), используются возможности традиционных зачетных сессий, введен «Электронный журнал».
Благодаря созданной системе воспитывающей деятельности в гимназии на протяжении нескольких лет отсутствуют учащиеся, находящиеся на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних. Среди семей гимназистов нет неблагополучных.
В гимназии нет неуспевающих учеников, наблюдается положительная динамика качества обученности. В гимназии нет учащихся, отсеянных из основной или средней школы; нет учащихся, не получивших аттестат об основном или о среднем образовании; нет учащихся, оставленных на повторный год обучения.
Общее состояние успеваемости и качества знаний по учебным годам
Учебный год | Число учащихся на конец года | Успеваемость, % | Качество, % | Количество второгодников |
2008/2009 | 293 | 100 | 51 | — |
2009/2010 | 347 | 100 | 50 | — |
2010/2011 | 364 | 100 | 61 | — |
2011/2012 | 324 | 100 | 67 | — |
За семь лет из стен гимназии вышли 30 учащихся с золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» (в том числе в 2009 году – два золотых медалиста, в 2010 году – один серебряный медалист, в 2012 году – пять золотых и три серебряных медалиста). Окончили гимназию с аттестатом особого образца (за отличную учебу) в основной школе (9 класс) в 2009 году – 8 человек, в 2010 году – 1 человек, в 2012 году – 3 человека.
Из представленных ниже данных видно, что на обеих ступенях обучения преподавание всех предметов ведется на высоком уровне (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Качество обучения по основным предметам учебного плана
В целом по 5–11 классам в 2011/12 учебном году преобладает стабильное качество знаний. Некоторое снижение качества знаний иногда возникает при адаптации учащихся к иному уровню требований. По тем предметам, где учитель не меняется несколько лет, наблюдается устойчивый рост качества знаний. Это история, обществознание, литература, информатика.
Учащиеся гимназии мотивированы к учебному процессу. Не смотря на более углубленное изучение таких предметов, как литература, русский язык, английский язык, физика, математика, химия, биология, история, обществознание, информатика, показатели качества обученности в классах достаточно высоки.
О высокой степени обученности говорят результаты независимой экспертизы и итоговой аттестации учащихся. Сдававшие экзамены по русскому языку и алгебре 11‑классники (в форме ЕГЭ) и 9‑классники (в форме ГИА) показали 100% успеваемости, то есть отсутствие неудовлетворительных отметок.
Сравнительный анализ итогов экзаменов в 9-х классах (обязательные экзамены)
Предметы (ГИА) | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | ||||||
Сдавали, чел. | Без «2», % | На «4» и «5», % | Сдавали, чел. | Без «2», % | На «4» и «5», % | Сдавали, чел. | Без «2», % | На «4» и «5», % | |
Алгебра | 54 | 100 | 96 | 57 | 100 | 98 | 34 | 100 | 91 |
Русский язык | 54 | 100 | 81 | 57 | 100 | 89 | 34 | 100 | 85 |
Сравнительный анализ итогов экзаменов в 11-х классах (обязательные ЕГЭ)
Предметы | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | |||
Сдавали, чел. | Средний балл | Сдавали, чел. | Средний балл | Сдавали, чел. | Средний балл | |
Алгебра и начала анализа | 19 | 51,3 | 46 | 53,3 | 46 | 57,8 |
Русский язык | 19 | 66,7 | 46 | 77,4 | 46 | 75,3 |
Учащиеся 9-х классов сдавали помимо двух обязательных экзаменов – по русскому языку и алгебре (ГИА) – два экзамена по выбору учащихся. Так как в 10–11‑х классах ведется профильное обучение, то учащимся 9‑х классов предлагается сразу же выбирать те предметы для экзамена, которые являются вступительными в выбранный ими профильный класс. К таким предметам относятся физика, геометрия и информатика для физико-математического профиля, география и обществознание – для социально-экономического, русский язык (устно), литература, история, английский язык – для филологического, биология и химия – для химико-биологического профиля.
Предметы, выбираемые учащимися для итоговой аттестации, 2011/12 уч.год
(9 класс, выпуск 34 человека)
Предметы | Сдавали (чел.) | % сдававших | Без «2», % | На «4» и «5», % |
Литература | 1 | 3 | 100 | 100 |
География | 1 | 3 | 100 | 100 |
Биология | 17 | 50 | 100 | 65 |
Обществознание | 18 | 53 | 100 | 72 |
Физика | 5 | 15 | 100 | 80 |
Английский язык | 11 | 32 | 100 | 100 |
Химия | 9 | 27 | 100 | 89 |
Информатика | 6 | 18 | 100 | 100 |
Как показывает анализ таблицы, учащиеся достаточно хорошо подготовились к экзаменам. Всеми освоен материал на базовом уровне. Учащиеся, которые, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, заняли призовые места, решением педагогического совета были освобождены от сдачи экзамена по выбранному предмету. Все учащиеся 9‑го класса были допущены к итоговой аттестации, успешно ее прошли и получили документ об образовании соответствующего образца. Подавляющее большинство (30 из 34) выпускников 9‑х классов продолжают обучение в 10 классе.
Учащимися 11-х классов были выбраны предметы для поступления в различные вузы.
Предметы, выбираемые учащимися для итоговой аттестации, 2011/12 уч.год
(11 класс, выпуск 46 человек)
Предметы (ЕГЭ) |
2010/11 учебный год |
2011/12 учебный год |
||
Сдавали (чел.) | Средний балл | Сдавали (чел.) | Средний балл | |
Литература | 4 | 70 | 3 | 75,0 |
География | 2 | 56 | 1 | 65,0 |
Биология | 10 | 76 | 3 | 74,0 |
История | 9 | 53 | 7 | 70,7 |
Обществознание | 25 | 65 | 22 | 71,2 |
Физика | 9 | 60 | 16 | 63,6 |
Английский язык | 11 | 76 | 20 | 75,8 |
Химия | 7 | 71,5 | 4 | 68,5 |
Информатика | 6 | 65 | 2 | 80,5 |
Общий ср. балл | 65,8 | 68,3 |
Средний результат по Москве в 2012 году составил 63,7 баллов. Таким образом, результаты учащихся гимназии его превышают, наблюдается положительная динамика. Все выпускники 11 классов гимназии получили на ЕГЭ-2012 баллы выше минимального порога. Представленные данные свидетельствуют о высоких результатах по итоговой аттестации. Это связано с высокой мотивацией учащихся, серьезной и ответственной работой учителей.
100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании и сертификаты, позволяющие представить результаты ЕГЭ на вступительных экзаменах в различные вузы. 100% выпускников гимназии 2012 года продолжают обучение в высших учебных заведениях, в том числе более половины – на бюджетной основе.
По-прежнему высоким остается показатель поступления в вузы в соответствии с профилем обучения старшеклассников, что подтверждает целесообразность и правильность расчетов, положенных в основу разработки и реализации концепции и программы развития гимназии. Так, в 2011 году из восьми выпускников первой в истории гимназии биолого-химической профильной группы 5 человек поступили в медицинские университеты (трое – на бюджетной основе), 1 – в РХТУ им.Д.И.Менделеева (бюджет), 1 – на био-технологический факультет МГУ инженерной экологии (бюджет), 1 – в МГППУ на факультет экстремальной психологии (бюджет). Выпускники социально-экономической профильной группы стали студентами педагогических и экономических вузов, среди которых РУДН (бюджет), РЭУ им. Плеханова (бюджет), МГГУ им. Шолохова (бюджет), и обучаются на факультетах технологии и предпринимательства, государственного муниципального управления, политологии, менеджмента, социологии, маркетинга, антикризисного управления и др. Выпускники физико-математической профильной группы 2011 и 2012 годов ныне являются студентами технических вузов, среди которых МГТУ им.Баумана, МАТИ, МИФИ, МИРЭА, МГПУ «Станкин» – все обучаются на бюджетной основе.
Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в окружных, городских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. За последние годы увеличилось число предметов, по которым гимназисты становятся призёрами и победителями. Научно-исследовательская деятельность в гимназии носит системный характер: учащиеся выполняют исследовательские работы с широким охватом многих областей знаний: по русскому языку, литературе, словесности, иностранным языкам, психологии, истории, обществознанию, экономике, биологии, географии, ОБЖ, математике, информатике, физике, химии. Проведение в гимназии ежегодных Научно-практических конференций позволяет повышать качество исследовательских и проектных работ учащихся, о чем говорят результаты участия гимназистов в окружных и городских конкурсах, фестивалях и конференциях.
В гимназии созданы условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Комфортность образовательного процесса обеспечивается социально-психологической службой гимназии. Администрацией гимназии, психологом и членами психолого-медико-педагогической комиссии гимназии проводится мониторинг образовательного процесса, диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся, организуются профилактические мероприятия.
Особое внимание уделяется процессу адаптации пятиклассников к обучению в гимназии. По данным опроса родителей, 100% учащихся ходят в гимназию с удовольствием, хорошо относятся к своим учителям и не разочарованы гимназией по сравнению со своими ожиданиями, 98% считают уроки интересными, 96% без проблем привыкли к новому коллективу, 89% с удовольствием рассказывают о времени, проведенном в гимназии, о радостных и интересных событиях школьной жизни, участвуют в делах класса и гимназии. Степень психологической комфортности гимназии для ребенка признали высокой 33% родителей, хорошей – 60%, средней – 7%, низкой степени психологической комфортности и дискомфорта выявлено не было. 91% родителей довольны школьным расписанием своих детей.
Большинство родителей учащихся 5–10 классов в 2011 году отметили, что им нравятся состав учителей, набор предметов в учебном плане и то, что гимназия предлагает возможность выбора. Подавляющее большинство родителей отметило, что ребята чувствуют себя в гимназии комфортно.
По данным мониторинга, 100% старшеклассников гимназии дали хорошие оценки классным коллективам, деятельности педагогов гимназии, качеству образования. Учащиеся гимназии демонстрируют высокую познавательную активность.
Учебный процесс осуществляется в современном 4-этажном здании, построенном по типовому проекту. В здании гимназии 32 учебных кабинета, в том числе: 2 кабинета информатики (по 17 рабочих мест каждый), 7 кабинетов иностранного языка, 3 специализированных кабинета-лаборатории (биология, химия, физика), 2 спортивных зала, тренажерный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая. За 2006–2007 учебный год в гимназии полностью заменена мебель, двери, окна оснащены жалюзи, приобретены новые тренажеры. В 2007–08 учебном году проведен ремонт с перепланировкой актового зала. В 2010 году установлена интерактивная доска в кабинете физики. В 2011 году проведен ремонт большого спортивного зала с заменой покрытия. В 2011–12 учебном году приобретено оборудование «Лаборатория по физике». Стационарной проекционной техникой оснащены 30 кабинетов.
По данным мониторинга, 100% родителей гимназистов удовлетворены состоянием здания и помещений гимназии, в том числе 72% удовлетворены полностью. Обстановка внутри здания (кабинеты, рекреации, спортзал, туалеты и т.д.) оценена родителями только на «хорошо» и «отлично». Многие родители в 2011 году отметили удовлетворенность как материальной базой, так и оформлением гимназии.
В гимназии создана и системно работает медиатека, обеспечен доступ всех кабинетов в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта. В наличии множительная техника. Все компьютеры, имеющиеся в гимназии, объединены в локальную сеть. Введен электронный документооборот (запущен электронный журнал, система Net-school). Гимназия имеет официальный сайт.
Финансовая деятельность гимназии №1549 осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
В 2011/12 учебном году из бюджета на ремонтные работы было выделено более двух миллионов рублей. Фирмой «Ретуш-Мин» были осуществлены следующие виды работ на сумму 480 тыс. рублей: покраска двух лестниц и ремонт двух специализированных кабинетов – физики (с заменой пола) и химии (включая лаборантскую). Фирмой «Презент» проведены покраска двух лестниц и столовой, произведен ремонт покрытия в спортзале на общую сумму 571 813 рублей. Фирма «Стройвест» осуществила ремонтные работы на сумму в 1 271 186 рублей. Они включили следующее: ремонт световых фонарей спортзала, установку подвесного потолка и ремонт коридора на 2 этаже, установку отбойников на лестницах, в актовом зале и арок на 1 этаже, ремонт откосов окон 2–3 этажа и порогов лестничных дверей, ремонт холла 1 этажа, 1 спортивной раздевалки, туалета на 1 этаже, 3‑х административных кабинетов, начат ремонт актового зала.
За счет бюджетных средств также поступила техника – получены 20 ноутбуков для работы учителей, 20 штук для учащихся и административное рабочее место для выдачи пенсионных удостоверений, стоимостью 50 тыс. рублей.
Внедюбжетный фонд гимназии №1549 складывается из отчислений платного дополнительного образования и средств Попечительского совета, перечисляемых в благотворительный фонд «Перспектива». В 2011/12 учебном году за счет этих средств был проведен выборочный ремонт трех кабинетов иностранного языка и крыльца (плитки на колоннах), выполнена покраска стен спортзала, ремонт двух раздевалок спортзала с укладкой кафеля в них и в электрощитовой, оплачены оформление стен ряда кабинетов художником и стирка штор актового зала. Кроме того, проводилась закупка комплектующих деталей для компьютеров, приобретены два компьютера и колонки (84 000 рублей), проектор, снегоуборочная машина, учебники на 38 250 рублей, учебное оборудование для кабинета физики на 323 тыс. рублей.
В общей сложности за первое полугодие были освоены внебюджетные средства в размере 527 тыс. рублей, а за второе полугодие – 217 тыс. 300 рублей.
С подробным отчетом Попечительского совета об использовании внебюджетных средств можно ознакомиться на информационном стенде 1‑го этажа гимназии.
настоящий момент в гимназии осуществлен переход на новую систему оплаты труда сотрудников, характеристиками которой являются подушевое финансирование образовательного учреждения и наличие стимулирующей части заработной платы.
В ближайших планах – создание образовательного холдинга, в состав которого войдут 8 образовательных учреждений четвертого микрорайона Митино. Это позволит расширить спектр предлагаемых населению образовательных услуг. И, вместе с тем, не должно уничтожить самобытности уже действующих на территории образовательных учреждений разной направленности, одним из которых является наша гимназия.
Миссия гимназии в современных условиях, отражая ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла гимназического образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив гимназии на построение образовательного учреждения как пространства для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов гимназии.
Миссия гимназии дифференцируется по отношению к различным субъектам:
Социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1549 выдвинуть в качестве ведущей следующую стратегическую цель развития образовательного учреждения: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.
Реализация выдвинутой цели требует выполнения комплекса задач, среди которых основными являются нижеследующие.
Приоритетные направления развития гимназии:
Инновационные идеи развития гимназии:
Перспективный образ гимназии. Инновационное развитие гимназии по оказанию совокупности образовательных услуг повышенного уровня предполагает, в перспективе, переход в статус образовательной организации, который позволит гимназии эффективно работать в режиме финансово-экономической самостоятельности над формированием активного гражданина, способного к самоопределению, саморазвитию, самореализации.
Модель выпускника гимназии. Современная модель выпускника гимназии строится на основе его готовности к достижению компетентности, самореализации и самоопределения в современном мире. Результатом деятельности гимназии станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, ключевые компетентности выпускника, значимые в социальном окружении.
Технологичность образовательной процесса гимназии обусловлена: ориентацией на использование информационных технологий в преподавание приоритетных дисциплин гуманитарного, физико-математического, социально-экономического и естественного циклов, которые реализуются в деятельностном подходе при взаимодействии «учитель–ученик», «учитель–класс», в сочетании со здоровье сберегающими технологиями, технологиями рефлексивного, модульного и блочно-модульного обучения, развития критического мышления, проектными, диалоговыми, исследовательскими технологиями и др., способствующими становлению компетентностей учащихся; выбором разнообразных способов оценки и учета достижений гимназистов («Портфолио», рейтинги и т.д.).
Критерии оценки качества образовательной деятельности гимназии строятся на понимании качества образования как социальной категории, определяющей результативность образовательного процесса. Это позволяет выделить следующие критерии оценки качества: