Публичный доклад 2007 г.

«Государственное образовательное учреждение
гимназия №1549 Северо-Западного управления образования г.Москвы»


Введение

Публичный доклад «Государственное образовательное учреждение гимназия №1549 Северо-Западного управления образования г.Москвы» содержит информацию об основных результатах деятельности и перспективах развития гимназии.

Содержание доклада мы адресуем, прежде всего, родителям, выбирающим образовательное учреждение для своего ребенка. Прочитав его, они смогут ознакомиться с традициями нашей гимназии, условиями обучения и воспитания, образовательными программами и перечнем дополнительных образовательных услуг.

Информация об основных результатах функционирования и перспективах развития гимназии адресована нашим учредителям, местной общественности, органам местного самоуправления, определяющим роль каждого образовательного учреждения в образовательном пространстве микрорайона и города.

Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного доклада, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с образовательным учреждением.

1. Характеристика качества правовой регламентации и обеспечения уставной деятельности образовательного учреждения как юридического лица

Акты Разрешительные документы
1. Лицензия на право ведения образовательной деятельности №180152 от 30 ноября 2005 г.
2. Свидетельство о государственной аккредитации 18 марта 2005 г., Серия АА 151373, №006290
3. Устав гимназии Зарегистрирован решением регистрационной палаты г.Москвы 23 августа 2005 г.
4. Свидетельство о регистрации в районной налоговой инспекции 13 декабря 2002 года, Серия 77 №006628361
5. Свидетельство о регистрации во внебюджетных фондах Страховое свидетельство от 03.02.2003 г.
СЭС №77.06.16.000.М.2018.06.06 от 19.06.2006 г.
Пенсионный фонд РФ от 25.09.2005 г.
6. Регистрация Устава в Едином государственном реестре 23 августа 2005 г. №1027739767153 Государственный регистрационный номер 205 7747936255

2. Историческая справка

Московская школа №1744 была открыта в 1993 году в районе новостройки Митино под руководством директора Пантюшиной Людмилы Дмитриевны, Заслуженного учителя РФ. В 1996 году школу возглавила Комиссарова Наталья Николаевна, Почетный работник образования, лауреат конкурса «Грант Москвы». За прошедшие годы школа вырастила и воспитала более тысячи выпускников.

С 1997 года в школе организованы гимназические классы. Одной из первых в округе начала работу по созданию многопрофильной школы. В ноябре 2005 года получила статус инновационного учреждения – гимназии №1549. Сегодня реализуется модель предпрофильного и профильного обучения по четырем направлениям: физико-математическому, социально-экономическому, гуманитарному и естественному.

С первых лет школа существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования. В традициях школы, а далее гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива. Со дня открытия педагогический коллектив взял курс на развитие педагогических традиций и инноваций.

3. Внешние связи гимназии

С 1996 года школа, а затем гимназия, сотрудничает с вузами г.Москвы. На базе Российского Государственного технического университета им. К.Э.Циолковского были сформированы классы, выпускники которых успешно поступают в университет. С 2000 года гимназия является комплексом «Школа–вуз» на базе данного университета.

С 1999 года гимназия начинает сотрудничать с Московским государственным открытым педагогическим университетом, с 2002 года – с Московским государственным университетом сервиса, а с 2003 года – с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Гимназисты ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организуемых университетами. Преподаватели МГОПУ, МГУС и МГППУ привлекаются в качестве научных консультантов для разработки ученических проектов и исследовательских работ.

На базе гимназии №1549 регулярно проходят семинары и мастер-классы для учителей города и района. С 2003 года образовательное учреждение включилось в экспериментальную деятельность и на базе школы, а затем и гимназии, работала окружная экспериментальная площадка по теме «Педагогические основы организации образовательного процесса в многопрофильной школе, как фактор активизации профессионального самоопределения старшеклассников». В рамках данной ЭП образовательное учреждение сотрудничало с НИИ Развития профильного образования. По итогам работы экспериментальной площадки педагогическим коллективом подготовлены публикации, программы элективных курсов, проведена окружная отчетная конференция. Учащимися подготовлены исследовательские работы по ряду предметов.

С 2006 года на базе гимназии работают три городские экспериментальные площадки (ГЭП).

1 ГЭП – логическое продолжение окружной экспериментальной площадки по много­профильной школе – «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам».

2 ГЭП – «Экспериментальная инновационная сетевая площадка по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово»» на базе Государственного университета русского языка им. А.С.Пушкина. В рамках данной ЭП в гимназии проход апробирование учебник по Риторике.

3 ГЭП – «Северо-Западный округ – научное будущее России: Воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи».

В учебно-воспитательном процессе гимназии реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, формируется единая информа­ционная образовательная среда.

4. Территориальные особенности района

Гимназия расположена на северо-западе столицы, в одном из молодых микрорайонов (Митино) и имеет достаточно благоприятное социальное окружение:

Гимназия тесно сотрудничает со всеми учреждениями социокультурной сферы и общественными организациями района Митино.

5. Общие сведения о контингенте обучающихся

Гимназия №1549 функционирует как образовательное учреждение для учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

По состоянию на 1 сентября 2006 года в гимназии обучалось 300 учеников (12 классов), из них:

По материальному положению семьи учащихся распределяются следующим образом:

Количество учащихся гимназии в течение последних лет остается стабильным: ежегодно в 5 классы на конкурсной основе поступают 50–60 человек. Приток учащихся в гимназию из других образовательных учреждений обусловлен высоким уровнем подготовки гимназистов и возможностью дальнейшего выбора профиля обучения (см. табл. 1).

Профиль образовательной программы Гуманитарный Физико-математический Естественный Социально-экономический
Группы предпрофильной подготовки 8Б (1 группа)
9А (1 группа)
8Б (2 группа),
9А (2 группа)
8А (2 группа) 8А (1 группа)
Профильные классы 10А (1 группа)
11Г
10А (2 группа)
11А (2 группа)
  10Б
11А (1 группа)

6. Управление гимназией

Структура управления гимназии традиционна. Управление образовательным учреждением осуществляет Совет гимназии, в составе которого – представители педагогического коллектива (2/3 от общего числа членов Совета), представители родителей учащихся, старшеклассники. Деятельностью Совета гимназии руководит председатель Совета.

В гимназии функционируют Попечительский совет, родительский комитет гимназии и родительские комитеты классов.

В управление гимназией включены органы ученического самоуправления – Совет старшеклассников.

Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначенный учредителем.

7. Спектр образовательных услуг

Государственное образовательное учреждение гимназия №1549 осуществляет образовательную деятельность основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с целями, обозначенными в Уставе гимназии.

Учебный план гимназии предусматривает дифференциацию учебного процесса на всех этапах обучения через реализацию вариативных образовательных программ, на II ступени – через модель предпрофильного обучения, на III ступени – через профильное обучение. Учебный план гимназии №1549 разработан на основе базисного учебного плана Российской Федерации, рекомендаций по реализации учебного плана в образовательных учреждениях г.Москвы, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, Концепцией развития гимназии, с учетом социального заказа родителей.

Учебный план скорректирован для расширенного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования и ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.

В учебный план гимназии включены все предметы общеобразовательной школы и предметы гимназического цикла: риторика, мировая художественная культура, психология, этикет, ритмика, латынь, второй иностранный язык (немецкий и испанский). Обучение иностранному языку ведется в классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, что дает возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам.

Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика (5, 6 классы), мировая художественная культура (5–9 классы), второй иностранный язык (с 6 класса). В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В 8–9 классах осуществляется предпрофильная подготовка по экономическому, физико-математическому, гуманитарному и естественному направлениям.

В своей деятельности гимназия стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи начинается уже на этапе поступления в гимназию. Администрация, психологи и учителя помогают ученику реально оценить уровень его достижений и создают условия для дальнейшего развития способностей. На протяжении всего периода обучения проводится диагностический мониторинг учащихся с целью выявления особо интересующихся теми или иными предметами, соответствующими направленности образования. Этапными моментами являются 5, 78, 910 классы.

С 8 класса создаются группы предпрофильного обучения по указанным выше направлениям. При их комплектовании учитываются интересы и склонности учащихся, проявленные ими достижения и пожелания родителей. С этой целью проводится диагностика интел­лектуального развития учащихся, тестирование, анкетирование родителей, а также учитывается успеваемость учащихся. По результатам предпрофильной подготовки и профессионального тестирования комплектуются 10–11 профильные классы.

В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. Базисный план школы III ступени включает 3 блока:

В 10–11 классах реализуется индивидуальная программа обучения и осуществляется довузовская подготовка по математике, физике, русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей естественно-научных дисциплин.

Развитие вариативности образовательного процесса завершилось разработкой образо­вательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся. Разноуровневый широкий спектр программ полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии.

Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии, на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одаренными детьми, повышать качество знаний. Учебный план дает возможность для развития способностей каждого обучающегося.

В гимназии работают предметные факультативы и элективные курсы. Важным звеном является развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. С этой целью в гимназии создано и успешно работает Научное общество учащихся, включающее следующие направления деятельности: филологическое, экономическое, экологическое, психолого-педагогическое и музейной педагогики.

С учетом интересов и способностей учащихся, запросов родителей в гимназии работают 29 объединений дополнительного образования по различным направлениям:

Содержание воспитывающей деятельности реализуется через систему общешкольных коллективных творческих дел и событий. Ежегодно в гимназии проходят Дни знаний, предметные недели, научно-практические конференции учащихся, конкурсы творческого мастерства, дни ученического самоуправления, дни открытых дверей, спортивные и туристические слеты. Традиционными стали Посвящение в гимназисты, спектакли школьного театра, встречи с ветеранами.

8. Условия осуществления образовательного процесса

Режим работы гимназии: шестидневная учебная неделя. Обучение проводится в одну смену.

Начало занятий в гимназии – в 8:30, продолжительность уроков 45 мин., продолжительность перемен соответствует требованиям СанПиНа. Объединения дополнительного образования и факультативы работают с 15 часов.

Школьная столовая обеспечивает бесплатным питанием ряд учащихся льготных категорий. На платной основе горячие завтраки и обеды может получить любой желающий. Организована работа школьного буфета.

В центре внимания педагогического коллектива – безопасность образовательной среды. Сотрудники гимназии регулярно проходят обучение и переподготовку по данному направлению. В гимназии работает квалифицированная охрана (заключен договор с ЧОП «ТОР-БЕЗОПАСНОСТЬ»), функционирует пропускная система входа и выхода на территорию гимназии, установлены камеры внешнего видеонаблюдения и «тревожная кнопка», проведены все необходимые мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности.

9. Кадровые ресурсы гимназии

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами полностью. В настоящее время в гимназии работают 40 педагогов, в том числе 2 выпускника гимназии. Все они имеют высшее образование. Возрастной состав педагогических кадров отражен в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Возрастной состав педагогов гимназии №1549

Педагогический коллектив представлен опытными учителями (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Стаж работы педагогов гимназии №1549

Педагоги не реже 1 раза в 5 лет проходят курсы повышения квалификации; ежегодно около 33% учителей посещают тематические курсы по различным педагогическим технологиям и альтернативным программам и учебникам. 29% учителей являются авторами-составителями программ факультативных и элективных курсов, 17% – авторы публикаций по различным проблемам образования. 52% педагогов гимназии активно руководят исследовательской деятельностью учащихся. Педагогический коллектив представлен высококвалифици­рованными учителями (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Уровень квалификации педагогов гимназии №1549

Педагогический коллектив гимназии представляют:

3 учителя являются лауреатами конкурса «Грант Москвы» в области точных и естественных наук, 10 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования.

10. Результаты образовательной деятельности

В гимназии разработана система рейтинговой оценки деятельности учащихся, формируется портфель достижений учащихся (портфолио), используются возможности традиционных зачетных сессий, ведется разработка программы «Электронный журнал».

Благодаря созданной системе воспитывающей деятельности в гимназии на протяжении нескольких лет отсутствуют учащиеся, находящиеся на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних. В гимназии отсутствуют неблагополучные семьи.

100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании. За последние три года из стен гимназии вышли 14 учащихся с золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Успеваемость выпускников 11 классов

О высокой степени обученности говорят результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов. Доля выпускников 11 классов 2007 года, сдавших итоговую аттестацию на «4» и «5», составляет по литературе 79%, по алгебре и началам анализа – 65%. В 2007 году 52 выпускника сдавали обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ и показали при 100% уровне обученности следующие результаты: «5» – 29%, «4» – 56%, «3» – 15%. Таким образом, результаты ЕГЭ по русскому языку в гимназии выше городских показателей.

100% выпускников гимназии продолжают обучение в высших учебных заведениях, в том числе более половины – на бюджетной основе.

В гимназии нет неуспевающих учеников, наблюдается положительная динамика качества обученности (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5. Динамика успеваемости и качества обученности учащихся гимназии №1549

Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в окружных, городских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Так, во Всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок-2006» (русский язык) участвовали 98 гимназистов, а во Всероссийском конкурсе – игре «Кенгуру» (математика) – 76 гимназистов. Растет число призеров и победителей окружных предметных олимпиад. Только за последний учебный год учащиеся гимназии заняли на предметных окружных олимпиадах I и II места по истории, III места по русскому языку, литературе, английскому языку, обществознанию.

Научно-исследовательская деятельность в гимназии носит системный характер: учащиеся выполняют исследовательские работы с широким охватом многих областей знаний: по русскому языку, литературе, словесности, английскому языку, психологии, истории, обществознанию, экономике, биологии, географии, ОБЖ, математике, информатике. Помимо защиты исследовательских работ на НПК гимназии в 2006–2007 учебном году учащиеся представили работы на окружной конкурс «Искатели» (I места по литературе и истории, II место по истории, III место по математике), на окружную НПК «Лидер» (I места по литературе, обществознанию, экономике, II места по географии, истории). Гимназисты стали победителями окружного тура конкурса «Юные таланты Московии» по литературе, географии, математике и лауреатами городского тура. Исследовательская работа по географии была представлена на городской выставке ЭКСПО-2007.

11. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе

В гимназии созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Комфортность образовательного процесса обеспечивается психологической службой гимназии. Ее сотрудниками и психолого-медико-педагогической комиссией гимназии осуществляется диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся, проводятся профилактические мероприятия.

Диаграмма 6. Общий результат по шкале «Здоровье»

Особое внимание уделяется процессу адаптации пятиклассников к обучению в гимназии. По данным 2006–2007 учебного года свои отношения с классным руководителем оценили как хорошие – 30% пятиклассников и как очень хорошие – 63%; отношения с учителями соответственно 59% и 32%. Отношения с одноклассниками на конец первой четверти обучения оценены 75% учащимися как хорошие и 17% как очень хорошие. Гимназию как хорошую оценили 44% пятиклассников и как очень хорошую 45%.

97% учащихся 5–6 классов удовлетворены школьной жизнью, в том числе 55% показали высокую степень удовлетворенности.

По данным опроса родителей в 2006–07 учебном году, 100% учащихся хорошо относятся к своим учителям, считают уроки интересными, 98% не разочарованы гимназией, имеют друзей и общие интересы в классе, 95% с удовольствием рассказывают о школе, участвуют в делах класса и гимназии.

Степень психологической комфортности гимназии для ребенка признали высокой 33% родителей, хорошей – 60%, средней – 7%, низкой степени психологической комфортности и дискомфорта выявлено не было.

По данным анкетирования, 100% старшеклассников гимназии дали хорошую оценку классным коллективам, педагогам гимназии, качеству образования и своему отношению к гимназии. В том числе, высокую оценку дали: классным коллективам – 51% старшеклассников, педколлективу и качеству образования – 45%, а высокий уровень отношения к гимназии проявили 65% старшеклассников.

Учащиеся гимназии демонстрируют высокую познавательную активность (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7. Познавательная активность учащихся

12. Материально-техническая база гимназии

Учебный процесс осуществляется в современном 4-этажном здании, построенном по типовому проекту. В здании гимназии 32 учебных кабинета, в том числе: 2 кабинета информатики (по 15 рабочих мест каждый), 7 кабинетов иностранного языка, 3 специализированных кабинета-лаборатории (биология, химия, физика), 2 спортивных зала, тренажерный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая. За 2006–2007 учебный год в гимназии полностью заменена мебель, двери, окна оснащены жалюзи, приобретены новые тренажеры. В настоящий момент ведется ремонт с перепланировкой актового зала.

По данным опроса, 100% родителей гимназистов удовлетворены состоянием здания и помещений гимназии, в том числе 72% удовлетворены полностью.

В гимназии создана и системно работает медиатека, обеспечен доступ всех кабинетов в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта. В наличии множительная техника. Все компьютеры, имеющиеся в гимназии, объединены в локальную сеть. Гимназия имеет свой сайт.

13. Перспективы развития гимназии

Переход гимназии №1549 в режим развития связан с необходимостью решить ряд противоречий управленческого, методического и психологического характера. Во‑первых, противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к саморазвитию, интегрированных в национальную и мировую культуру, осваивающих её прошлое, настоящее и будущее, созидающих и творящих её, и реальной ориентацией учебных программ, планов, учебников, в основном, на знаниевую парадигму образования.

Во‑вторых, противоречие между состоянием «информационного шока», в котором пребывают ученики, и их неумением сделать осознанный жизненный выбор, стать творцом своей судьбы, стать деятелем, способным адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, быть включённым в межличностную и международную коммуникацию.

В‑третьих, противоречие между идеалами гуманистического воспитания и педагогики ненасилия, традиционно исповедуемыми гимназией №1549, и влиянием негативных социокультурных факторов, в числе которых пропаганда СМИ агрессивной жизненной позиции как условия достижения сиюминутного успеха в жизни.

Миссия гимназии в современных условиях, отражая ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла гимназического образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив гимназии на построение образовательного учреждения как пространства для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов гимназии.

Миссия гимназии дифференцируется по отношению к различным субъектам:

Выявленные в ходе анализа проблемы, а также социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1549 выдвинуть в качестве ведущей следующую стратегическую цель развития образовательного учреждения: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.

Реализация выдвинутой цели требует выполнения комплекса задач, среди которых основными являются нижеследующие.

  1. Научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного и доступного непрерывного образования через индивидуализацию образовательного процесса, через взаимную интеграцию образовательных программ, проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс, через компетентностный подход в организации образования, риторизацию учебного процесса и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Расширение образовательной среды через создание открытого образовательного пространства гимназии, через непрерывное экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание, через предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
  3. Обеспечение комфортной образовательной среды гимназии, обусловливающей гармоничное развитие учащихся, через здоровьесбережение участников образовательного процесса и психологическую поддержку.

Приоритетные направления развития гимназии:

Инновационные идеи развития гимназии:

Перспективный образ гимназии. Инновационное развитие гимназии по оказанию совокупности образовательных услуг повышенного уровня предполагает, в перспективе, переход в статус образовательной организации, который позволит гимназии эффективно работать в режиме финансово-экономической самостоятельности над формированием активного гражданина, способного к самоопределению, саморазвитию, самореализации.

Модель выпускника гимназии. Современная модель выпускника гимназии строится на основе его готовности к достижению компетентности, самореализации и самоопределения в современном мире. Результатом деятельности гимназии станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, ключевые компетентности выпускника, значимые в социальном окружении.

Технологичность образовательной процесса гимназии обусловлена: ориентацией на использование информационных технологий в преподавание приоритетных дисциплин гуманитарного, физико-математического, социально-экономического и естественного циклов, которые реализуются в деятельностном подходе при взаимодействии «учитель–ученик», «учитель–класс», в сочетании со здоровье сберегающими технологиями, технологиями рефлексивного, модульного и блочно-модульного обучения, развития критического мышления, проектными, диалоговыми, исследовательскими технологиями и др., способствующими становлению компетентностей учащихся; выбором разнообразных способов оценки и учета достижений гимназистов («Портфолио», рейтинги и т.д.).

Критерии оценки качества образовательной деятельности гимназии строятся на понимании качества образования как социальной категории, определяющей результативность образовательного процесса. Это позволяет выделить следующие критерии оценки качества: