Публичный доклад

«Государственное образовательное учреждение
гимназия №1549 Северо-Западного управления образования г.Москвы»


Введение

Публичный доклад информирует о деятельности Государственного образовательного учреждения гимназии №1549 Северо-Западного управления образования города Москвы, об основных результатах деятельности и перспективах развития гимназии.

Содержание доклада мы адресуем, прежде всего, родителям наших учащихся и родителям, выбирающим образовательное учреждение для своего ребенка. Прочитав его, они смогут ознакомиться с традициями нашей гимназии, условиями обучения и воспитания, образовательными программами и перечнем дополнительных образовательных услуг.

Информация об основных результатах функционирования и перспективах развития гимназии адресована нашим учредителям, местной общественности, органам местного самоуправления, определяющим роль каждого образовательного учреждения в образовательном пространстве микрорайона и города.

Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного доклада, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с образовательным учреждением.

1. Характеристика качества правовой регламентации и обеспечения уставной деятельности образовательного учреждения как юридического лица

Акты Разрешительные документы
1. Лицензия на право ведения образовательной деятельности №180152 от 30 ноября 2005 г.
2. Свидетельство о государственной аккредитации 18 марта 2005 г., Серия АА 151373, №006290
3. Устав гимназии Зарегистрирован решением регистрационной палаты г.Москвы 23 августа 2005 г.
4. Свидетельство о регистрации в районной налоговой инспекции 13 декабря 2002 года, Серия 77 №006628361
5. Свидетельство о регистрации во внебюджетных фондах Страховое свидетельство от 03.02.2003 г.
СЭС №77.06.16.000.М.2018.06.06 от 19.06.2006 г.
Пенсионный фонд РФ от 25.09.2005 г.
6. Регистрация Устава в Едином государственном реестре 23 августа 2005 г. №1027739767153 Государственный регистрационный номер 205 7747936255

2. Историческая справка

Московская школа №1744 была открыта в 1993 году в районе новостройки Митино под руководством директора Пантюшиной Людмилы Дмитриевны, Заслуженного учителя РФ. В 1996 году школу возглавила Комиссарова Наталья Николаевна, Почетный работник образования, лауреат конкурса «Грант Москвы». За прошедшие годы школа вырастила и воспитала более тысячи выпускников.

С 1997 года в школе организованы гимназические классы. Одной из первых в округе начала работу по созданию многопрофильной школы. В ноябре 2005 года получила статус инновационного учреждения – гимназии №1549.

С первых лет школа существует как учебное заведение, дающее высокий уровень образования. В традициях школы, а далее гимназии – стабильность и высокий профессионализм педагогического коллектива. Со дня открытия педагогический коллектив взял курс на развитие педагогических традиций и инноваций. В настоящий момент это позволяет создать благоприятные условия развития способностей к самоопределению гимназистов и самореализации всех участников образовательного процесса. Переход на предпрофильное и профильное обучение ориентирован на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом потребностей рынка труда и запроса социума, отработана гибкая система профилей. Сегодня реализуется модель предпрофильного и профильного обучения по четырем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое и филологическое.

3. Территориальные особенности района и внешние связи гимназии

Гимназия расположена на северо-западе столицы, в одном из молодых микрорайонов (Митино) и имеет достаточно благоприятное социальное окружение:

Гимназия тесно сотрудничает со всеми учреждениями социокультурной сферы и общественными организациями района Митино.

С 1996 года школа, а затем гимназия, сотрудничает с вузами г.Москвы. На базе Российского Государственного технического университета им. К.Э.Циолковского были сформированы классы, выпускники которых успешно поступают в университет. С 1998 года гимназия является комплексом «Школа–вуз» на базе данного университета.

С 1999 года гимназия начинает сотрудничать с Московским государственным открытым педагогическим университетом, с 2002 года – с Московским государственным университетом сервиса, с 2003 года – с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, а с 2007 года – с Московским педагогическим государственным университетом. Гимназисты ежегодно принимают участие в семинарах, конференциях, организуемых университетами. Преподаватели МГОПУ, МГУС, МГППУ и МПГУ привлекаются в качестве научных консультантов для разработки ученических проектов и исследовательских работ.

На базе гимназии №1549 регулярно проходят семинары и мастер-классы для учителей города и района. С 2003 года образовательное учреждение включилось в экспериментальную деятельность и на базе школы, а затем и гимназии, работала окружная экспериментальная площадка (далее – ЭП) по теме «Педагогические основы организации образовательного процесса в многопрофильной школе, как фактор активизации профессионального самоопределения старшеклассников». В рамках ЭП образовательное учреждение сотрудничало с НИИ Развития профильного образования. По итогам работы экспериментальной площадки педагогическим коллективом подготовлены публикации, программы элективных курсов, проведена окружная отчетная конференция. Учащимися подготовлены исследовательские работы по ряду предметов.

С 2006 года на базе гимназии работают три городские экспериментальные площадки (ГЭП).

С 2009 года на базе гимназии начала работать четвертая ГЭП в рамках сотрудничества с Московским центром качества образования.

В учебно-воспитательном процессе гимназии реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, формируется единая информа­ционная образова­тельная среда.

ГОУ гимназия №1549 сотрудничает с ГОУ начальная общеобразовательная школа №1090 (Митино) и ГОУ Прогимназия №1651 (Тушино). С 2008 года в здании гимназии начало работу ГОУ Прогимназия №1782. Сейчас в ней открыты два первых и два вторых класса, ведется подготовка детей к школе.

4. Управление гимназией

Структура управления традиционна. Управление образовательным учреждением осуществляет Совет гимназии, в составе которого – представители педагогического коллектива (2/3 от общего числа членов Совета), представители родителей учащихся, старшеклассники. Деятельностью Совета гимназии руководит председатель Совета.

В гимназии функционируют Попечительский совет, родительский комитет гимназии и родительские комитеты классов.

В управление гимназией включен орган ученического со-управления – Ученический совет.

Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначенный учредителем.

Попечительский совет
СОВЕТ ГИМНАЗИИ
Родительский комитет
Ученический совет
Административный совет
Педагогический совет
Психологическая служба
Актив класса
Методический совет
Кафедры
Методические объединения учителей
Экспериментальные площадки
Творческие и рабочие группы

5. Условия осуществления образовательного процесса

Режим работы гимназии: шестидневная учебная неделя. Обучение проводится в одну смену.

Начало занятий в гимназии – в 8:30, продолжительность уроков 45 мин., продолжительность перемен соответствует требованиям СанПиНа. Объединения дополнительного образования и факультативы работают с 15 часов.

В гимназии триместровая система обучения. Каникулы проводятся каждые 5–6 недель. Итоговые отметки выставляются в 5–9 классах три раза в год, а в 10–11 классах – один раз в полугодие.

Школьная столовая обеспечивает бесплатным питанием ряд учащихся льготных категорий. На платной основе горячие завтраки и обеды может получить любой желающий. Организована работа школьного буфета.

6. Обеспечение безопасности образовательного процесса

В центре внимания педагогического коллектива – безопасность образовательной среды. Сотрудники гимназии регулярно проходят обучение и переподготовку по данному направлению.

В гимназии организована круглосуточная охрана. Постепенно вводится компьютерный пропускной режим учащихся. Установлен строгий контроль за противопожарным состоянием гимназии, регулярно проверяется техническое состояние здания. На пункт охраны выведены системы автоматической противопожарной сигнализации, автоматическое оповещение и «тревожная» кнопка. Под постоянным контролем администрации гимназии подвальные помещения, запасные выходы. В соответствии с планом работы гимназии проводятся тренировки личного состава педагогов, учащихся и обслуживающего персонала по противопожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях.

7. Общие сведения о контингенте обучающихся

Гимназия №1549 функционирует как образовательное учреждение для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Количество учащихся гимназии в течение последних лет остается стабильным: ежегодно в 5‑е классы на конкурсной основе поступают 50–60 человек. Приток учащихся в гимназию из других образовательных учреждений обусловлен высоким уровнем подготовки гимназистов и возможностью дальнейшего выбора профиля обучения.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в гимназии обучался 293 ученика (одиннадцать классов), из них:

Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обучения в 2008/09 учебном году:

Профиль образовательной программы Филологический Физико-математический Химико-биологический Социально-экономический
Группы предпрофильной подготовки 8Б (1 группа)
9Б (1 группа)
8Б (2 группа),
9Б (2 группа)
8А (2 группа),
9А (2 группа)
8А (1 группа),
9А (1 группа)
Профильные классы 10А (1 группа) 10А (2 группа)

В 2009/10 учебном году в гимназии обучается около 350 учащихся (15 классов), из них:

Распределение учащихся гимназии по направлениям профильного обучения в 2009/10 учебном году:

Профиль образовательной программы Филологический Физико-математический Химико-биологический Социально-экономический
Группы предпрофильной подготовки 8В,
9Б (1 группа)
8Б,
9Б (2 группа)

9А (2 группа)
8А,
9А (1 группа)
Профильные классы 10Б (1 группа),
11А (1 группа)
10Б (2 группа)
 
10А (2 группа)
 
10А (1 группа),
11А (2 группа)

По материальному положению семьи учащихся распределяются следующим образом:

8. Спектр образовательных услуг

Государственное образовательное учреждение гимназия №1549 осуществляет образовательную деятельность основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с целями, обозначенными в Уставе гимназии.

Учебный план гимназии предусматривает дифференциацию учебного процесса на всех этапах обучения через реализацию вариативных образовательных программ, на II ступени – через модель предпрофильного обучения, на III ступени – через профильное обучение. Учебный план гимназии №1549 разработан на основе базисного учебного плана Российской Федерации, рекомендаций по реализации учебного плана в образовательных учреждениях г.Москвы, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, Концепцией развития гимназии, с учетом социального заказа родителей.

Учебный план скорректирован для расширенного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования и ориентирован на уровневое дифференцированное обучение. Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации.

В учебный план гимназии включены все предметы общеобразовательной школы и предметы гимназического цикла: риторика, мировая художественная культура, психология, этикет, ритмика, латынь, второй иностранный язык (немецкий или испанский). Обучение иностранному языку ведется в классах по новым учебно-методическим комплексам, одобренным Министерством образования РФ, что дает возможность осуществлять коммуникативную направленность в обучении иностранным языкам. Большое внимание в образовательном процессе уделяется экологизации знаний, установлению межпредметных связей.

Гимназический компонент в основной школе представлен следующими предметами: риторика (5, 6 классы), мировая художественная культура (5–9 классы), второй иностранный язык (с 6 класса). В соответствии с тенденциями развития современного общества стало актуальным профильное обучение. В 8–9 классах осуществляется предпрофильная подготовка по социально-экономическому, физико-математическому, филологическому и химико-биологическому направлениям.

В средней школе завершается образовательная подготовка учащихся. Гимназия ставит задачу: достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовка к поступлению в вуз. Базисный план школы III ступени включает 3 блока:

  1. предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования, и предметы, обеспечивающие ядро профильного обучения;
  2. профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения;
  3. спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам учащихся.

В своей деятельности гимназия стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи начинается уже на этапе поступления в гимназию. Администрация, психологи и учителя помогают ученику реально оценить уровень его достижений и создают условия для дальнейшего развития способностей. На протяжении всего периода обучения проводится диагностический мониторинг учащихся с целью выявления особо интересующихся теми или иными предметами, соответствующими направленности образования. Этапными моментами являются 5, 78, 910 классы.

С 8 класса создаются группы предпрофильного обучения по указанным выше направлениям. При их комплектовании учитываются интересы и склонности учащихся, проявленные ими достижения и пожелания родителей. С этой целью проводится диагностика интел­лектуального развития учащихся, тестирование, анкетирование родителей, а также учитывается успеваемость учащихся. По результатам предпрофильной подготовки и профтестирования комплектуются 10–11 профильные классы. В 10–11 классах реализуется индивидуальная программа обучения и осуществляется довузовская подготовка по математике, физике, русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам.

Развитие вариативности образовательного процесса завершилось разработкой образо­вательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы обучающихся. Разноуровневый широкий спектр программ полностью соответствует образовательным потребностям микросоциума гимназии. Одним из инструментов вариативности является учебный план гимназии, на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одаренными детьми, повышать качество знаний. Учебный план дает возможность для развития способностей каждого обучающегося.

Урочная деятельность подкрепляется деятельностью внеурочной, расширяющей рамки школьной программы и направленной на развитие интереса к изучаемым предметам. В гимназии работают предметные факультативы и элективные курсы.

Основное обучение подкрепляется системой дополнительного образования. В гимназии ведется работа более чем 20 объединений дополнительного образования (на бюджетной основе) по семи основным направлениям:

Это составляет около 60 часов в неделю. В объединениях занимаются учащиеся разных классов.

Наиболее широко представлены в гимназии объединения физкультурно-спортивного направления. Это вызвано особым вниманием к сохранению и укреплению здоровья гимназистов.

Ряд объединений подкрепляет предпрофильную подготовку и профильное обучение. Это, прежде всего, объединения научно-технического, естественно-научного и эколого-биологического направлений. Они расширяют программу физико-математического и химико-биологического профилей соответственно.

Нововведением гимназии является изучение китайского языка. Это расширяет перечень иностранных языков, предлагаемых гимназистам для изучения. Как язык специфический, китайский изучается изначально именно в рамках дополнительного образования.

Разнообразные объединения в рамках художественно-эстетического и культурологи­ческого направлений позволяют поддерживать интересы гимназистов и развивать их специальные способности.

Важным звеном является развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. С этой целью в гимназии создано и успешно работает Научное общество учащихся, включающее следующие направления деятельности: филологическое, экономическое, экологическое, психолого-педагогическое и музейной педагогики. Научному обществу учащихся «Новые люди» предложено вовлечь в его деятельность гимназистов 7, 8, 10 классов для овладения исследовательскими навыками через выполнение обязательной курсовой работы. Разработано Положение о курсовой работе гимназиста, приняты требования к выполнению учебно-исследовательской работы, соответствующие требованиям научных работ и применяемым к конкурсным работам. Выполнение курсовых работ ведется под руководством учителей-предметников после уроков. Аналогично организуется подготовка исследовательских и проектных работ для участия в различных конкурсах.

Внеклассная деятельность включает в себя общие гимназические мероприятия, широкую сеть объединений дополнительного образования и внешкольную деятельность. Внешкольные виды деятельности гимназии предполагают: участие в окружных и городских конкурсах и мероприятиях по всем направлениям; экскурсии по Москве, Подмосковью, России; выезд на экологическую станцию в Мытищи, участие в плановых мероприятиях городских экспериментальных площадок (Фестиваль мировоззренческого кино, Праздник русского языка и др.)

Содержание воспитывающей деятельности реализуется через систему общешкольных коллективных творческих дел и событий. С целью организации и соуправления учащимися гимназической жизнью в гимназии создана Молодёжная организация «Слоновая кость». Ежегодно в гимназии проходят Дни знаний, предметные недели, научно-практические конференции учащихся, конкурсы творческого мастерства, дни ученического самоуправления, дни открытых дверей, спортивные и туристические слеты. Традиционными стали Посвящение в гимназисты, спектакли школьного театра, встречи с ветеранами, экскурсионная деятельность.

9. Кадровые ресурсы гимназии

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами полностью. В настоящее время в гимназии работают 44 педагога, в том числе 3 выпускника гимназии. Все имеют высшее образование. Возрастной состав педагогических кадров отражен в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Возрастной состав педагогов гимназии №1549

Педагогический коллектив представлен опытными учителями (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Стаж работы педагогов гимназии №1549

Педагоги не реже 1 раза в 5 лет проходят курсы повышения квалификации; ежегодно около 34% учителей посещают тематические курсы по различным педагогическим технологиям и альтернативным программам и учебникам. 27% учителей являются авторами-составителями программ факультативных и элективных курсов, 25% – авторы публикаций по различным проблемам образования. 52% педагогов гимназии активно руководят исследовательской деятельностью учащихся. Восемь педагогов являются аспирантами и соискателями. Педагогический коллектив представлен высококвалифици­рованными учителями (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Уровень квалификации педагогов гимназии №1549

Педагогический коллектив гимназии представляют три Заслуженных учителя РФ и шесть Почетных работников образования РФ.

Четыре учителя являются лауреатами конкурса «Грант Москвы» в области точных и естественных наук, 13 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования.

Среди членов педагогического коллектива семь кандидатов наук (биологических, психологических, филологических, медицинских, философских, педагогических). В 2008/09 учебном году пять педагогов гимназии продолжили обучение в аспирантурах различных педагогических вузов.

10. Результаты образовательной деятельности

В гимназии разработана система рейтинговой оценки деятельности учащихся, формируется портфель достижений учащихся (портфолио), используются возможности традиционных зачетных сессий, введен «Электронный журнал».

Благодаря созданной системе воспитывающей деятельности в гимназии на протяжении нескольких лет отсутствуют учащиеся, находящиеся на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних. Среди семей гимназистов нет неблагополучных.

100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании. В гимназии нет неуспевающих учеников, наблюдается положительная динамика качества обученности. Только за последние пять лет из стен гимназии вышли 19 учащихся с золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Успеваемость выпускников 11 классов

Из представленных ниже данных видно, что на обеих ступенях обучения преподавание всех предметов ведется на высоком уровне (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5. Качество обучения по основным предметам учебного плана

О высокой степени обученности говорят результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов. В 2008 году 43 выпускника 11‑х классов сдавали экзамены по русскому языку и алгебре в форме ЕГЭ и показали следующие результаты:

Динамика результатов итоговой аттестации выпускников гимназии по обязательным предметам представлена в таблицах.

Сравнительный анализ итогов сдачи обязательных экзаменов 9-классниками

Предметы 2006/2007 уч.год 2007/2008 уч.год 2008/2009 уч.год
сдав. усп. кач. сдав. усп. кач. сдав. усп. кач.
Алгебра (нет выпуска
9-х кл.)
27 100 35 58 100 95
Русский язык —"— 27 100 65 58 100 83

Сравнительный анализ итогов сдачи обязательных экзаменов 11-классниками

Предметы 2006/2007 уч.год 2007/2008 уч.год 2008/2009 уч.год
сдав. усп. кач. сдав. усп. кач. сдав. усп. кач.
Алгебра 52 100 69 43 100 69 (нет выпуска 11-х классов)
Русский язык 52 97 65 43 95 93 —"—
Литература (устно) 52 100 63 43 100 88 —"—

100% выпускников гимназии получают аттестат о среднем (полном) образовании и сертификаты, позволяющие представить результаты ЕГЭ на вступительных экзаменах в различные вузы. 99% выпускников гимназии продолжают обучение в высших учебных заведениях, в том числе более половины – на бюджетной основе.

Анализ поступаемости учащихся 9-х и 11-х классов

Учебный год Число выпускников МАТУ
МАДИ
МГОПУ
МПГУ
Др. школы/ др. вузы Техни­кумы Пришли в 10‑й класс Курсы Рабо­тают
2006–2007 52 (11 кл.) 7 1 42 1 (нет выпуска) 1
2007–2008 27 (9 кл.)
43(11 кл.)

3

1
39
5
1
21
 

 

 
2008–2009 58 (9 кл.) (нет выпуска) 1 5 52

По-прежнему высоким остается показатель поступления в вузы в соответствии с профилем обучения старшеклассников, что подтверждает целесообразность и правильность расчетов, положенных в основу разработки и реализации концепции и программы развития гимназии. 100% выпускников самореализуются после окончания гимназии в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в окружных, городских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Во Всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок‑2008» (русский язык) участвовали 105 гимназистов, а во Всероссийском конкурсе-игре «Кенгуру» (математика) – 83 гимназиста. Учащиеся гимназии являлись победителями Олимпиады по инженерному делу на XIV Российской научной школе-семинаре «Академия юных». За последние годы увеличилось число предметов, по которым гимназисты становятся призёрами и победителями.

Учебный год Предметы, по которым есть гимназисты – победители олимпиад Конкурсы научно-исследовательских и проектных работ учащихся, в которых есть гимназисты-победители
2006–2007 Русский язык, литература,
математика, история,
английский язык
11 «БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА»:
«Искатели», «Лидер»
Городской фестиваль «Юные таланты Московии»
2007–2008 Русский язык,
литература,
математика,
история,
английский язык,
география,
технология
30 «БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА»:
«Искатели», «Лидер»
Городской фестиваль «Юные таланты Московии»
Выставка Молодёжная ЭКСПО-2008
Научно-техническое творчество молодёжи НТТМ
Всероссийская конференция «Вышгород»
«Пушкинское слово»
Городской конкурс проектно-исследовательских работ МПГУ «Школа будущего»
Фестиваль «Портфолио» ИД «Первое сентября»
2008–2009 Русский язык, литература,
математика,
история,
география,
биология,
химия
Лингвострановедческие конкурсы издательств Макмиллан и Пирсон (Лонгман)
11 Городской конкурс проектно-исследовательских работ МПГУ
БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА»:
«Искатели», «Лидер», «Семейный проект»
Городской фестиваль «Юные таланты Московии»
Молодёжная выставка ЭКСПО-2009
Научно-техническое творчество молодёжи НТТМ
Звёздная эстафета
Окружной конкурс презентаций «Ступени твоей профессии»
Фестиваль «Портфолио» ИД «Первое сентября»

Научно-исследовательская деятельность в гимназии носит системный характер: учащиеся выполняют исследовательские работы с широким охватом многих областей знаний: по русскому языку, литературе, словесности, английскому языку, психологии, истории, обществознанию, экономике, биологии, географии, ОБЖ, математике, информатике, физике, химии. Проведение ежегодных НПК позволяет повышать качество исследовательских и проектных работ учащихся, о чем говорят результаты участия гимназистов в окружных и городских конкурсах, фестивалях и конференциях (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

11. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе

В гимназии созданы условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Комфортность образовательного процесса обеспечивается социальной и психологической службой гимназии. Психологами и членами психолого-медико-педагогической комиссии гимназии осуществляется диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся, проводятся профилактические мероприятия.

Особое внимание уделяется процессу адаптации пятиклассников к обучению в гимназии. По данным опроса родителей, 100% учащихся хорошо относятся к своим учителям, считают уроки интересными, 98% не разочарованы гимназией, имеют друзей и общие интересы в классе, 95% с удовольствием рассказывают о школе, участвуют в делах класса и гимназии. Степень психологической комфортности гимназии для ребенка признали высокой 33% родителей, хорошей – 60%, средней – 7%, низкой степени психологической комфортности и дискомфорта выявлено не было.

По данным анкетирования, 100% старшеклассников гимназии хорошо оценили классные коллективы, педагогов гимназии, качество образования. Учащиеся гимназии демонстрируют высокую познавательную активность.

12. Материально-техническая база гимназии

Учебный процесс осуществляется в современном 4-этажном здании, построенном по типовому проекту. В здании гимназии 32 учебных кабинета, в том числе: 2 кабинета информатики (по 15 рабочих мест каждый), 7 кабинетов иностранного языка, 3 специализированных кабинета-лаборатории (биология, химия, физика), 2 спортивных зала, тренажерный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, столовая. За 2006–2007 учебный год в гимназии полностью заменена мебель, двери, окна оснащены жалюзи, приобретены новые тренажеры. В 2007–08 учебном году проведен ремонт с перепланировкой актового зала.

По данным опроса, 100% родителей гимназистов удовлетворены состоянием здания и помещений гимназии, в том числе 72% удовлетворены полностью.

В гимназии создана и системно работает медиатека, обеспечен доступ всех кабинетов в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта. В наличии множительная техника. Все компьютеры, имеющиеся в гимназии, объединены в локальную сеть. Гимназия имеет официальный сайт.

13. Финансовая деятельность гимназии

Финансовая деятельность гимназии №1549 осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

За счет бюджетных средств в 2007/08 учебном году в гимназию были поставлены 3 компьютера, АРМ «Администратор», АРМ «Стол заказов»: 4 информационных киоска (сенсорные терминалы) со считывающим устройством, АРМ «Буфет», АРМ «Стол выдачи заказов» и АРМ «Учет посещаемости. Контроль доступа» (рабочее место «Контроль прохода»). Проведены ремонтные работы на сумму 3 690 000 рублей, которые включили ремонт двух спортивных залов (в малом зале с заменой покрытия на деревянное), ремонт стен коридоров и рекреаций 2 и 3 этажей, ремонт четырех лестниц с заменой кафеля.

В 2008/09 учебном году за счет бюджетных средств проведен ремонт пищеблока и крыши на общую сумму 244 тыс. рублей.

Внебюджетный фонд гимназии №1549 складывается из отчислений платного дополнительного образования и средств Попечительского совета, перечисляемых в благотворительный фонд «Перспектива». В 2007/08 учебном году за счет этих средств приобреталась техника для учебных кабинетов и актового зала, приобретен хозяйственный инвентарь, обновлены картины на этажах. Кроме того, проведен текущий ремонт на четвертых этажах, настелен линолеум в библиотеке и двух учебных кабинетах, отремонтированы 11 учебных кабинетов и другие помещения. В общей сложности за первое полугодие были освоены внебюджетные средства в размере 416 306 рублей, а за второе полугодие – 757 188 рублей.

В 2008/09 учебном году приобреталась техника и учебный материал для кабинетов, баннеры и зеркала для спортивного зала, комплекты для спортивной секции, жалюзи, проведены работы по ремонту крыльца, текущий ремонт в педагогическом кабинете, других помещениях. В общей сложности за первое полугодие были освоены внебюджетные средства в размере 568 383 рубля, а за второе полугодие – 952 192 рубля.

С подробным отчетом Попечительского совета об использовании внебюджетных средств можно ознакомиться на информационном стенде 1‑го этажа гимназии.

14. Перспективы развития гимназии

Переход гимназии №1549 в режим развития связан с необходимостью решить ряд противоречий управленческого, методического и психологического характера. Во‑первых, противоречие между потребностью общества в личностях, готовых к саморазвитию, интегрированных в национальную и мировую культуру, осваивающих её прошлое, настоящее и будущее, созидающих и творящих её, и реальной ориентацией учебных программ, планов, учебников, в основном, на знаниевую парадигму образования.

Во‑вторых, противоречие между состоянием «информационного шока», в котором пребывают ученики, и их неумением сделать осознанный жизненный выбор, стать творцом своей судьбы, стать деятелем, способным адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, быть включённым в межличностную и международную коммуникацию.

В‑третьих, противоречие между идеалами гуманистического воспитания и педагогики ненасилия, традиционно исповедуемыми гимназией №1549, и влиянием негативных социокультурных факторов, в числе которых пропаганда СМИ агрессивной жизненной позиции как условия достижения сиюминутного успеха в жизни.

Миссия гимназии в современных условиях, отражая ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла гимназического образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив гимназии на построение образовательного учреждения как пространства для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов гимназии.

Миссия гимназии дифференцируется по отношению к различным субъектам:

Выявленные в ходе анализа проблемы, а также социальный заказ родителей и учащихся позволили педагогическому коллективу гимназии №1549 выдвинуть в качестве ведущей следующую стратегическую цель развития образовательного учреждения: повышение показателей качества обучения и воспитания через обновление содержания и форм образования при всемерной заботе о физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.

Реализация выдвинутой цели требует выполнения комплекса задач, среди которых основными являются нижеследующие.

  1. Научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного и доступного непрерывного образования через индивидуализацию образовательного процесса, через взаимную интеграцию образовательных программ, проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс, через компетентностный подход в организации образования, риторизацию учебного процесса и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Расширение образовательной среды через создание открытого образовательного пространства гимназии, через непрерывное экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание, через предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
  3. Обеспечение комфортной образовательной среды гимназии, обусловливающей гармоничное развитие учащихся, через здоровьесбережение участников образовательного процесса и психологическую поддержку.

Приоритетные направления развития гимназии:

Инновационные идеи развития гимназии:

Перспективный образ гимназии. Инновационное развитие гимназии по оказанию совокупности образовательных услуг повышенного уровня предполагает, в перспективе, переход в статус образовательной организации, который позволит гимназии эффективно работать в режиме финансово-экономической самостоятельности над формированием активного гражданина, способного к самоопределению, саморазвитию, самореализации.

Модель выпускника гимназии. Современная модель выпускника гимназии строится на основе его готовности к достижению компетентности, самореализации и самоопределения в современном мире. Результатом деятельности гимназии станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, ключевые компетентности выпускника, значимые в социальном окружении.

Технологичность образовательной процесса гимназии обусловлена: ориентацией на использование информационных технологий в преподавание приоритетных дисциплин гуманитарного, физико-математического, социально-экономического и естественного циклов, которые реализуются в деятельностном подходе при взаимодействии «учитель–ученик», «учитель–класс», в сочетании со здоровье сберегающими технологиями, технологиями рефлексивного, модульного и блочно-модульного обучения, развития критического мышления, проектными, диалоговыми, исследовательскими технологиями и др., способствующими становлению компетентностей учащихся; выбором разнообразных способов оценки и учета достижений гимназистов («Портфолио», рейтинги и т.д.).

Критерии оценки качества образовательной деятельности гимназии строятся на понимании качества образования как социальной категории, определяющей результативность образовательного процесса. Это позволяет выделить следующие критерии оценки качества: