Манипулятор «мышь»

Материал расчитан как на тех, кто не умеет пользоваться мышью в принципе, так и на тех, кому нужно обобщить и систематизировать свои знания и навыки.

Мышь была разработана в 1960-е годы, но настоящему массовое распространение получила только 1980-е годы, когда были созданы надежные программные и аппаратные интерфейсы.

Основные действия

Так как стандартными можно считать только левую и правую кнопки, рассматриваться будут именно они.

Действий, совершаемых мышью, всего два: щелчок (click) и буксировка или перетаскивание (drag). (Замечание. Использование слова «клик» вместо щелчка нельзя считать приемлемым, так как оно является «калькой» с английского, грубейшим жаргонизмом.)

Учитывая, что кнопок две, всего можно совершить четыре действия.

Щелчек левой кнопкой. Это – наиболее часто используемое действие, приводящее к разным результатам.

Щелчок правой кнопкой. Вызывает контекстное меню, то есть меню, меняющее набор своих команд в зависимости от объекта и ситуации. За счет этого пользователь должен увидеть краткий список именно того, что в данном случае можно сделать. К сожалению, этот набор задается программистом и не всегда соответствует всем или даже наиболее нужным командам.

Буксировка левой кнопкой. Кнопка нажимается и удерживается, а мышь перемещается в другую точку. После её достижения кнопка отпускается. Результат этого действия зависит от того, где кнопка была нажата.

Так, если нажатие произведено на объекте (пиктограмма, выделенный текст, выделенная область, линия и т.п.), то фактически мы его «придавили» и «тащим» в новое место: туда, где кнопку отпустим.

Когда же действие начинается на свободном месте, мы «обводим» некоторую область (стандартно – прямоугольную) и выделяем все находящиеся в ней объекты. Надо заметить, что многие программы выделяют объекты, как только они попадут внутрь этого прямоугольника, а другие, наоборот, требуют, чтобы объект целиком попал внутрь выделения.

Буксировка правой кнопкой. Крайне редко используемая функция.

 

В свою очередь, щелчок может быть не только одинарным. На практике используются 2, 3, 4 и 5 щелчков левой кнопкой.

Пауза между ними должна быть краткой. В противном случае, компьютер будет рассматривать 2 нажатия, как два отдельных щелчка, а не как двойной. Эта пауза в большинстве случаев может быть изменена в настройках мыши, хотя это может вызвать нежелательное привыкание к нестандартному действию.

Двойной щелчок (double click) используется для запуска (открытия) объектов в большинстве графических операционных систем. Отсюда возникает распространенная ошибка – щелкать два раза везде.

Более интересна реакция при редактировании текста. Заметьте, что за действием всегда зарезервирован один и тот же результат – выделение слова. К сожалению, в разных случаях использован разный подход к тому, что следует считать разделителем слов.

Если в Microsoft Word перевести курсор мыши на левое поле, то он изменит форму:. Теперь двойной щелчок выделит целый абзац.

Тройной щелчок (triple click) в большинстве случаев редактирования текста выделяет абзац. На левом поле в Word – выделит весь текст.

Четверной щелчок (quadruple click) и пятерной щелчок (quintuple click), возможно, являются экзотикой. Но такие комбинации использованы, например, в Adobe InDesign.

Клавиши-модификаторы

Те 12 действий, которые мы теоретически можем получить двумя клавишами, совершенно недостаточны. Тем более, что в активной практике используются только четыре из них: одинарный щелчок правой/левой кнопкой, буксировка и двойной щелчок левой кнопкой.

Но, каждое действие может осуществляться не только само по себе, но и при нажатой одной или нескольких специальных клавишах: Alt, Ctrl и Shift.

Удерживание этих трех клавиш даст нам 23 = 8 возможных комбинаций:

  1. Alt;
  2. Ctrl;
  3. Shift;
  4. Alt+Ctrl;
  5. Alt+Shift;
  6. Ctrl+Shift;
  7. Alt+Ctrl+Shift;
  8. специальные клавиши не нажимаются.

Всего получается 12 (4×8) потенциально активных действий и 96 (12×8) возможных действий.

Кроме того, их можно комбинировать: щелкаем где-то в документе, а второй раз делаем Shift+click в другой точке. Будет выделен фрагмент от первой до второй точки.

Какие из них и как работают в конкретной программе, можно выяснить из Справки, руководства пользователя, Интернета и других источников. Но не следует забывать, что и вся эта вместе взятая информация может быть неполной. Только эксперимент позволить изучить возможные функции.

Дополнительные кнопки

Помимо двух стандартных, мышь может быть оснащена дополнительными кнопками. Все они могут быть запрограммированы на выполнение тех действий, которые посчитает нужным пользователь. В том числе с разной настройкой для некоторых программ.

Во-первых, это двойной щелчок, во-вторых – клавиатурные сочетания. Нередко дополнительные кнопки заранее продуманы для использования в браузере или для игр.

Совет. Дополнительную кнопку под большим пальцем удобно запрограммировать как нажатие "Esc" (закрытие практически всех диалогов). Но только если большой палец за неё не цепляется случайно. Кстати, в этом случае вы напрасно потратили деньги на неэргономичную мышь.

Колесо (колёсико) прокрутки

Одно из наиболее эргономичных изобретений в компьютерной отрасли, служащее для прокрутки экрана. Кроме того, в него встроена кнопка, нажатие которой стандартно включает мишиный режим прокрутки экрана.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что рывки экрана при прокрутке крайне негативно отражаются на зрении и на общем утомлении.

Кстати, теоретически, действия с колесиком могут совмещаться с допол­нительными кнопками. Попробуйте в браузере: возможно вам понравится.