Межрегиональная заочная математическая олимпиада
Страница олимпиады на сайте школы «Авангард». Внимание! Там дано прошлогоднее задание! Текст задания приведен по статье Е.Филатова в газете «Математика» №19 за 2007 г.
Всероссийская школа математики и физика «Авангард» проводит Межрегиональную заочную математическую олимпиаду для школьников 6–10 классов. Срок проведения олимпиады: сентябрь–декабрь 2000 г. Основная цель проведения заочных олимпиад — ознакомление учащихся с задачами олимпиадного уровня и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении физматдисциплин с успехами своих ровесников.
Для участия в олимпиаде необходимо решить хотя бы одну задачу. Списки победителей будут опубликованы. Все участники олимпиады, приславшие свои решения в оргкомитет олимпиады, независимо от результатов их проверки, получат решения олимпиадных задач и информацию о заочном отделении Всероссийской школы математики и физики «Авангард».
Условия задач
6 класс1) На прямой через равные промежутки поставили 10 точек, они заняли отрезок длины l. На другой прямой через такие же промежутки поставили 100 точек, они заняли отрезок длины L. Во сколько раз L больше l?
2) Вот очень простая
Г + О = Л – О = В × О = Л – О = М – К = А.
Замените буквы цифрами так, чтобы получились верные равенства; при этом одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, а разным — разные.
3) В классе учится менее 50 школьников. За контрольную работу 1/7 учеников получили пятерки, 1/3 — четверки, 1/2 — тройки. Остальные работы оказались неудовлетворительными. Сколько было таких работ?
4) На лугу растет трава. Пустили на луг 9 коров, они опустошили луг за 4 дня. Если бы на луг пустили 8 коров, то они съели бы всю траву за 6 дней. Сколько коров могут кормится на лугу все время, пока растет трава?
5) На клетке e1 шахматной доски находится белый конь, а на клетке d8 — черный конь. Первый ход белый конь может сделать либо на d3, либо на f3, а черный конь — только на e6. Второй ход белого коня может быть сделан на любую доступную для него клетку. Какова вероятность того, что он окажется под боем черного коня?
Комментарий. Вероятность P(A) события A — того, что белый конь в итоге окажется под боем черного коня, равна
, где nA — общее число возможных маршрутов белого коня за два хода, приводящих к событию A; N — число всех возможных маршрутов белого коня за два хода.
7 класс1) Последовательностью цифр
14012006140120101201
зашифровано слово следующим образом: каждой букве поставлено в соответствие двузначное число. Расшифруйте.
2) На покраску большого деревянного куба размером 2007×2007×2007 ушел 1 кг краски. Однако понадобились кубики поменьше, и большой куб распилили на кубики размером 1×1×1. Сколько необходимо еще краски для докраски маленьких кубиков?
3) Изобразите на координатной плоскости 0ху множество точек, координаты х и у которых удовлетворяют уравнению: 2х2 – 5xy + 2y2 = 0.
4) Существует ли треугольник, у которого все стороны 0,2007 мм, а радиус описанной окружности больше 2007 км?
5) Сколькими способами можно расставить на шахматной доске черного и белого королей так, чтобы они не били друг друга (не стояли на соседних клетках)?
Примечание. Расстановки, при которых черный и белый короли меняются местами, считаются разными.
8 класс1) Последовательностью цифр
14012006140120101201
зашифровано слово следующим образом: каждой букве поставлено в соответствие двузначное число. Расшифруйте.
2) В треугольнике ABC выбрали точку P на стороне BC и провели через нее отрезки PQ и PR, параллельные сторонам AC и AB соответственно, до пересечения с этими сторонами. Известно, что площадь треугольника BQP равна S1, а треугольника CRP — S2. Найдите площадь треугольника ABC.
3) Решите уравнение (x + 1)(x + 2)(x + 3)(x + 4) = 24
4) Какое из двух чисел имеет больше делителей, включая как простые, так и составные:
20072007 или 2007! ?
Примечание. Для любого натурального числа n символ n! (n факториал) обозначает произведение всех натуральных чисел от 1 до n.
5) Сколькими способами можно расставить на шахматной доске черного и белого королей так, чтобы они не били друг друга (не стояли на соседних клетках)?
Примечание. Расстановки, при которых черный и белый короли меняются местами, считаются разными.
9 класс1) Последовательностью цифр
14012006140120101201
зашифровано слово следующим образом: каждой букве поставлено в соответствие двузначное число. Расшифруйте.
2) Решите уравнение 2x2 + y2 + 2xy + 2x + 1 = 0
3) Рассмотрим точку P внутри треугольника ABC и проведем через нее три отрезка, параллельных соответствующим сторонам треугольника. S1, S2, S3 — площади трех треугольников, возникающих при разбиении исходного треугольника этими отрезками. Найдите площадь треугольника ABC.
4) Сколькими способами можно расставить на шахматной доске черного и белого королей так, чтобы они не били друг друга (не стояли на соседних клетках)?
Примечание. Расстановки, при которых черный и белый короли меняются местами, считаются разными.
5) Известно, что для некоторых чисел a, b и c
(9a + 3b + c)(4a + 2b + c) < 0
и
(16a – 4b + c)(9a – 3b + c) < 0.
Что можно сказать о знаке произведения
(4a – 2b + c)(a + b + c)?
10 класс1) Решите уравнение sin2 + sin2 + sin2 = 0
2) Даны два вектора и , имеющие общее начало — точку A. Опишите множество D таких, что , где α и β — положительные числа.
3) Рассмотрим точку P внутри треугольника ABC и проведем через нее три отрезка, параллельных соответствующим сторонам треугольника. S1, S2, S3 — площади трех треугольников, возникающих при разбиении исходного треугольника этими отрезками. Найдите площадь треугольника ABC.
4) Найдите сумму
5) Известно, что для некоторых чисел a, b и c
(9a + 3b + c)(4a + 2b + c) < 0
и
(16a – 4b + c)(9a – 3b + c) < 0.
Что можно сказать о знаке произведения
(4a – 2b + c)(a + b + c)?
К сведению участников олимпиадыОргкомитет оставляет за собой право не рассматривать работы, в которых не выполнены следующие требования.
1) Участником олимпиады считается школьник, приславший решение хотя бы одной задачи. К рассмотрению принимаются только индивидуально присланные работы.
2) Решения аккуратно оформляются на двойных тетрадных листах с отрезанными полями (около 2 см, для удобства пересылки в обычном почтовом конверте), сшитых книжечкой и пронумерованных.
3) На первом листе указывается ФИ учащегося, индекс и домашний адрес, номер школы, класс, ФИО учителя математики. Решение каждой следующей задачи начинается с новой страницы. Последовательность задач — в соответствии с их нумерацией в данной статье.
4) К решениям необходимо приложить два конверта с марками и надписанным домашним адресом участника и обратным адресом оргкомитета. В первом конверте участнику будет выслано сообщение о регистрации работы, во втором — результаты проверки и решения задач.
5) Работа должна быть выслана не позднее 31 декабря 2007 г. На конверте после адреса обязательно указывается предмет и класс (например: М10).
6) Адрес оргкомитета: 115446, Москва, а/я 450, оргкомитет М — номер класса.
|