Научная работа педагогического состава

С 2003 года гимназия №1549 включилась в экспериментальную деятельность и на базе школы, а затем и гимназии, работала окружная экспериментальная площадка по теме «Педагогические основы организации образовательного процесса в многопрофильной школе, как фактор активизации профессионального самоопределения старшеклассников». В рамках данной ЭП образовательное учреждение сотрудничало с НИИ РПО. По итогам работы экспериментальной площадки педагогический коллектив подготовил публикации, программы элективных курсов, провел окружную отчетную конференцию, участвовал в экспертном совете по ЭП. Учащиеся подготовили исследовательские работы по предметам, участвовавшим в работе ЭП.

С 2006 года на базе гимназии работают 4 городские экспериментальные площадки.

План работы экспериментальных площадок
на 2009–2010 уч.год

«Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам»

Использованные аббревиатуры:
ИУП – индивидуальный учебный план
ИОП – индивидуальная образовательная программа
ИОТ – индивидуальная образовательная траектория
ИПК – индивидуальная профильная карта
Содержание работы (мероприятия) Сроки Ответственные
Определение педагогов-участников ЭП август дир. Комисарова Н.Н., зам. по НМР Никульченкова Е.В., методист-руководитель ЭП
Разработка функциональных обязанностей для каждого участника ЭП, утверждение в Отделе содержания СЗОУО сентябрь
Подготовка программы ЭП, ее дополнение сентябрь, январь методист-руководитель ЭП Шилова О.Р.
Составление плана работы ЭП на 2009/10 учебный год сентябрь мет.-рук. Шилова О.Р.
Организация мероприятий по вхождению в экспериментальную деятельность (консультации, выступления на педагогических советах, административных совещаниях, заседаниях Методсовета) август-сентябрь-октябрь методист-руководитель ЭП Шилова О.Р.
Проведение заседаний творческой группы ЭП (в том числе планирование и контроль) 1 раз в триместр мет.-рук. Шилова О.Р.
Информирование родителей о вхождении в эксперимент по отработке ИУП на родительских собраниях 1 раз в триместр дир. Комиссарова Н.Н.; Шилова О.Р., кл.руководители 9–11 классов
Мероприятия по изучению запроса социума, родителей, учащихся 9–11 классов для формирования ИУП, в том числе:
– запрос родителей и учащихся на ИОП в 10 классе,
– анкетирование учащихся 10 классов по профильному обучению,
– запрос родителей и учащихся на ИУП и экстернат в 11 классе,
– опрос учащихся 9–10 классов и их родителей по выбору элективных курсов и ИОП на 2010/11 уч.год
июнь 2009, 1 трим., 1 полугод., 2 полугод. Шилова О.Р., кл. рук. Шкляр С.В., кл. руководители 9–10 классов
Создание и защита индивидуальных образовательных программ учащимися 10 классов ноябрь, май мет.-рук. Шилова О.Р., кл.руководители 10 классов
Подготовка модели введения ИУП в 11 классе ноябрь-декабрь дир. Комиссарова Н.Н.; мет.‑рук. Шилова О.Р.
Подбор необходимых учебных программ, учебных материалов для введения ИУП в 11 классе, их согласование в течение учебного года зам. дир. по УВП Хотеенкова В.А., зам. дир. по НМР Никульченкова Е.В., учителя 11 класса
Организация обучения 11 классов по ИУП с использованием формы частичного экстерната 2 полугод. мет.-рук. Шилова О.Р., зам. дир. по режиму Михайлова Ю.С.
Психолого-педагогическое сопровождение ИОТ учащихся, в том числе
– адаптация учащихся к гимназическому образованию,
– адаптация 8-классников к группе предпрофильной подготовки,
– адаптация 10-классников к профильной группе,
– определение успешности обучения и умственного развития,
– заполнение ИПК 7-классника с целью определения группы предпрофильной подготовки
– профориентация учащихся 8–10 классов
сент.‑окт., ноя.‑фев., март‑апр., в течение года Психологическая служба гимназии
Сбор и систематизация материалов по деятельности ЭП в теч. года мет.-рук. Шилова О.Р.
Анализ деятельности ЭП за год (отчет) май мет.-рук. Шилова О.Р.

«Совершенствование системы мониторинга и диагностики с учётом стандартов второго поколения»

Содержание работы / Основные мероприятия Сроки Ответственный
Организация рабочей группы участников эксперимента сентябрь Никульченкова Е.В.
Работа ТГ, обсуждение хода экспериментальной работы 2 раза в триместр Никульченкова Е.В.
Участие в работе ГЭП по плану Московского центра качества образования ежемесячно Никульченкова Е.В., участники ГЭП
Развитие базы ВШК по предметам (тематический контроль). Планирование контроля сентябрь, декабрь Никульченкова Е.В., Хотеенкова В.А.
Подготовка и проведение педагогического совета Стратегия развития образования в XXI веке; программа «Наша новая школа» август Никульченкова Е.В.
Подготовка и проведение семинара «Качество образования в гимназии. Основные понятия «качества»: сущность, факторы, влияние» ноябрь Никульченкова Е.В., участники ТГ
Организация и проведение методической недели гимназии «Формируем общеучебные умения» февраль Никульченкова Е.В., участники ТГ
Участие в диагностических исследованиях МЦКО в рамках ЭД в течение года Никульченкова Е.В., участники ТГ
Разработка Положения о Лаборатории качества. Апробация данной формы работы как способа общественного контроля над качеством образования в гимназии Сентябрь, в течение года Никульченкова Е.В.
Посещение курсов повышения квалификации участниками творческой группы в течение года Никульченкова Е.В., Жукова В.А., Черненко Л.В.
Подготовка отчёта по итогам деятельности ГЭП январь, апрель участники ТГ, Никульченкова Е.В.

Публикации педагогов гимназии № 1549 (членов ГЭП) за 2006–2008 гг.

  1. Торопчина Л.В. Размышления над исследовательскими работами учащихся «Признаки антиутопии как литературного жанра в произведениях XX века // Литература. Первое сентября, №14, июль, 2006.
  2. Татко Г.Н. Организация профильного обучения учащихся в гимназии №1549 // Актуальные вопросы профессионального образования: Сб. науч. трудов. – М.: МГОУ, 2006.
  3. Торопчина Л.В. Детство, дом, добро // Литература. Первое сентября, №15, август, 2006.
  4. Алфимова А.С. (в соавт. с Деза Е.И.) Дискретная математика (Целые точки: Введение в асимптотические методы). – М.: МПГУ, 2006. – 64 с.
  5. Алфимова А.С. (в соавт. с Деза Е.И.) О месте спецкурса «Целые точки» в системе арифметической подготовки студента педвуза // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. Выпуск 11. – М.: МПГУ, 2006.
  6. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в повести И.С.Тургенева «Муму» // Литература. Первое сентября, № 22, ноябрь, 2006.
  7. Михайлова Ю.С. Домашнее задание – исследование «Испарение жидкостей» // Физика. Первое сентября, №22, ноябрь, 2006.
  8. Торопчина Л.В. Побуждая делать добро.. // Литература. Первое сентября, №23, декабрь, 2006.
  9. Гарсия Л.А. Игра в образной речи сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» и русскоязычных переводах // Научные труды молодых учёных – филологов. – М.: МПГУ, 2006.
  10. Торопчина Л.В. «Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература. Первое сентября, №1, январь, 2007.
  11. Никульченкова Е.В. «Мир волнующий и странный... Уроки по творчеству Н.Гумилёва // Литература. Первое сентября, № 5, март, 2007.
  12. Торопчина Л.В. Готовимся к выпускному экзамену: Мотив дороги в творчестве русских писателей // Литература. Первое сентября, №6, март, 2007.
  13. Фатхлисламова Г.П., Чижова И.Н. Проблемное обучение в профильной подготовке школ и гимназий.// Материалы научно-теоретической конференции «Актуальные вопросы профессионального образования». – М.: МГОУ, 2007.
  14. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века // Литература. Первое сентября, №7, апрель, 2007.
  15. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XX века // Литература. Первое сентября, №10, май, 2007.
  16. Исследовательская работа Хоминской В., ученицы 11 «А» класса, «Стилистические особенности прозы Б.Акунина» // Литература. Первое сентября, №13, июль, 2007.
  17. Никульченкова Е.В. Детские рассказы Лескова // Литература. Первое сентября, № 14, июль, 2007.
  18. Шилова О. Р. Особенности профессиональной мотивации учителей, работающих в разных дидактических системах // Материалы IV съезда Российского психологического общества «Психологи – будущему России». – Р.-на-Д., 2007.
  19. Торопчина Л.В. Русские былины. Изучение этого вида фольклора на уроках литературы // Литература. Первое сентября, №17, сентябрь, 2007.
  20. Гарсия Л.А. Уроки риторики. Анализ речевой ситуации // Сборник конспектов уроков и методических обоснований к ним. – М.: МПГУ, 2007.
  21. Торопчина Л.В. Исследовательские работы учащихся как продолжение уроков литературы «Запах антоновских яблок исчезает из дворянских усадеб...» // Литература. Первое сентября, № 23, ноябрь, 2007.
  22. Шилова О. Р. Психологическая поддержка экспериментальной работы в многопрофильной гимназии.// Материалы IV национальной НПК «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение». – М.: МГППУ, 2007.
  23. Торопчина Л.В. О некоторых особенностях исследовательских работ старшеклассников // Русский язык. Первое сентября, №24, декабрь, 2007.
  24. Мацкявичюс Д. А. Обучение студентов-химиков информационным технологиям // Тез. докл. XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: в 5 т. – М.: Граница, 2007, Т.4, С.315.
  25. Шилова О.Р. Участие школьного педагога-психолога в поддержке многопрофильной образовательной среды и вариативных образовательных траекторий учащихся // Сборник методических материалов по программе «Школа будущего» МГППУ (в печати).
  26. Торопчина Л.В. Фольклорные персонажи в творчестве Н.В.Гоголя // Литература. Первое сентября, № 2, январь, 2008.
  27. Шилова О.Р. (в соавт. с Трубецкой Н.В.) Конкурс исследовательских работ в контексте задачи повышения компетентности педагогов в области руководства школьными исследованиями // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей (в печати).
  28. Карягина Е.Е. Краткое описание фрагмента урока с использованием интегративных методик. Использование поэтических текстов на уроке МХК в 7 классах по теме «Культура средневековой Японии» // Дорога к слову: сценарно-методическое руководство / сост. Л.В.Голубцова. – М.: Пушкинский институт, 2008. – С.219–222.
  29. Шилова О. Р. Гимназия или общеобразовательная школа: что выбрать? // Сайт «Детская психология для родителей» МГППУ (www.psyparents.ru)
  30. Шилова О.Р. Профильное обучение: когда начинать? // Сайт «Детская психология для родителей» МГППУ (www.psyparents.ru)
  31. Шилова О.Р. Особенности работы психолога с семьями учащихся при выборе образовательного учреждения для выпускника начальной школы // Психолого-педагогическая помощь семье в системе образования: Сб. СЗОУО г.Москвы. – М.: ОМЦ, 2008. – С.117–125.

В печать сданы статьи по материалам исследовательских и проектных работ учащихся: в сборники работ победителей и призёров городских конкурсов проектов «Школа будущего глазами молодого поколения» МПГУ и Исследовательских работ «ЮТМ», в журнал «Исследовательская работа школьников» и др.

2007, 2008